Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Понятие, виды и функции общения………………………………………….. 3
3.Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия……………… 9
4.Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а)стереотип;
б)предубеждение;
1)односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2)личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать…………………………………………………………………….... 14
5.Заключение……………………………………………………………………..17
6.Список используемой литературы……………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение кр.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………………2

2.Понятие, виды и функции общения………………………………………….. 3  
3.Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия……………… 9  
4.Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:  
а)стереотип;  
б)предубеждение;  
1)односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;  
2)личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать…………………………………………………………………….... 14 
5.Заключение……………………………………………………………………..17

6.Список используемой литературы……………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  

Общение – сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании  партнёрами друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В  принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. 

Именно в процессе общения  усваивается опыт, накапливаются  знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет  огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

Целью данной работы является  изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и  ошибки восприятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  виды и функции общения.

Потребность в  общении относится к числу  основных потребностей человека. Значимость общения определяется тем, что общение  так же необходимо человеку, как  необходима потребность в еде, питье, сне. 

 Общение  – это необходимое условие  нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Процесс общения  включает в себя:

- формирование  образов и моделей поведения;

- взаимодействие  людей;

- взаимное влияние  людей друг на друга;

- обмен информацией;

- взаимное переживание  и понимание;

- формирование  внутреннего «Я» человека.

Общение является мощным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.  В качестве субъектов общения может выступать как индивид, так и группа людей. 

 Цель общения:

• находится  вне самого взаимодействия субъектов;

• заключена  в нем самом 

• состоит в  приобщении партнера к опыту и ценностями инициатора общения  

• приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

       Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 

Выделяют также  межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

В ролевом общении  человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или  иные его шаги, действия диктуются  исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может  быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его  ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может  быть личным и деловым. Личное общение  – это обмен неофициальной  информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение  бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.

Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто, с использованием манипулятивной техники воздействия (лесть, обмана, «пускание пыли в глаза» и т.п.). Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе  и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

Примитивное общение,  когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен  –  то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

          Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Духовно межличностное  общение – общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

Все многообразие видов общения можно разделить  на две большие группы: формальное (ролевое) – определяемое служебными и социальными статусами и неформальное общение – личностными статусами, личностными целями. С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно – ролевым.

Деловое общение  представляет собой особую форму  взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая  содействует установлению нормальной морально – психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Производственное  взаимодействие может и не быть общением, если другой объект выступает в качестве объекта (при авторитарном стиле  руководства). Если отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина.

Содержанием делового общения является социально –  значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность  действий, понимание и принятие каждым участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает  данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Целью делового общения является организация и оптимизация совместной деятельности. Для того, чтобы цель делового общения была успешно реализована выделяют следующие принципы:

- принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профзнаний, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

- принцип полномочий  и ответственности, регламентирующий  деловое общение в рамках служебных  прав и обязанностей. 

 Функции общения: 

Аффективно – коммуникативная (перцептивная), в основе которой  лежит восприятие и понимание  другого человека по общению, связана  с регуляцией эмоциональной сферой человека. 

Информационно – коммуникативная заключается в любом виде обмена информации между взаимодействующими индивидами (индивиды являются активными субъектами). 

Регуляционно – коммуникативная (интерактивная) – заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия (человек может воздействовать на все составляющие деятельности своего партнера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль  восприятия в процессе общения.  Ошибки восприятия.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое  складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению (понимание рассматривается как отражение в сознании  партнеров установок, целей, а также как принятие этих целей).

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать  не только отдельные личности, но также  и целые группы. При восприятии можно выделить три возможные  ситуации:

▪ситуация «Я –  Он» - восприятие одним индивидом  другого как отдельной личности;

▪ситуация «Я –  Они» - восприятие индивидом группы как единого целого;

▪ситуация «Мы  – Они» - восприятие одной группой  другой группы. 

Социальное  восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:

а) восприятия внешних признаков других людей,

б) последующего соотнесения полученных результатов  с их действительными личностными  характеристиками,

в) интерпретации  и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.

Социальное  восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Информация о работе Психология общения