Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:24, контрольная работа
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Понятие, виды и функции общения………………………………………….. 3
3.Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия……………… 9
4.Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а)стереотип;
б)предубеждение;
1)односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2)личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать…………………………………………………………………….... 14
5.Заключение……………………………………………………………………..17
6.Список используемой литературы……………………………………………18
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие, виды и функции общения…………………………………………..
3
3.Роль восприятия в процессе
общения. Ошибки восприятия………………
9
4.Соотнесите предлагаемые социально-психологические
понятия и их определения:
а)стереотип;
б)предубеждение;
1)односторонний, искаженный
и, как правило, предубежденный взгляд,
свойственный представителям профессиональных,
возрастных, социальных, этнических групп
или классов;
2)личная антипатия или активная
враждебность по отношению к другой социальной
группе; при этом индивиды могут участвовать
в дискриминационной деятельности на
основании своих взглядов, а могут и не
участвовать…………………………………………………
5.Заключение………………………………………………
6.Список используемой литературы……………………………………………18
Введение.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Целью данной работы является изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.
1. Понятие, виды и функции общения.
Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Значимость общения определяется тем, что общение так же необходимо человеку, как необходима потребность в еде, питье, сне.
Общение – это необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Процесс общения включает в себя:
- формирование образов и моделей поведения;
- взаимодействие людей;
- взаимное влияние людей друг на друга;
- обмен информацией;
- взаимное переживание и понимание;
- формирование внутреннего «Я» человека.
Общение является мощным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений. В качестве субъектов общения может выступать как индивид, так и группа людей.
Цель общения:
• находится вне самого взаимодействия субъектов;
• заключена в нем самом
• состоит в приобщении партнера к опыту и ценностями инициатора общения
• приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также
межперсональное и ролевое
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.
Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто, с использованием манипулятивной техники воздействия (лесть, обмана, «пускание пыли в глаза» и т.п.). Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.
Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Духовно межличностное общение – общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное (ролевое) – определяемое служебными и социальными статусами и неформальное общение – личностными статусами, личностными целями. С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно – ролевым.
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально – психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Производственное взаимодействие может и не быть общением, если другой объект выступает в качестве объекта (при авторитарном стиле руководства). Если отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина.
Содержанием делового общения является социально – значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Целью делового общения является организация и оптимизация совместной деятельности. Для того, чтобы цель делового общения была успешно реализована выделяют следующие принципы:
- принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профзнаний, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
- принцип полномочий
и ответственности,
Функции общения:
Аффективно – коммуникативная (перцептивная), в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферой человека.
Информационно – коммуникативная заключается в любом виде обмена информации между взаимодействующими индивидами (индивиды являются активными субъектами).
Регуляционно – коммуникативная (интерактивная) – заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия (человек может воздействовать на все составляющие деятельности своего партнера).
2. Роль
восприятия в процессе общения.
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению (понимание рассматривается как отражение в сознании партнеров установок, целей, а также как принятие этих целей).
В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но также и целые группы. При восприятии можно выделить три возможные ситуации:
▪ситуация «Я – Он» - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;
▪ситуация «Я – Они» - восприятие индивидом группы как единого целого;
▪ситуация «Мы – Они» - восприятие одной группой другой группы.
Социальное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:
а) восприятия внешних признаков других людей,
б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками,
в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.
Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.