Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 08:06, реферат
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Факультет дополнительного профессионального образования Кафедра ______________________________ | |||||
Р Е Ф Е Р А Т
По дисциплине: «Психология управления»
На тему «Психология общения и воздействия на человека»
Выполнил: ст.гр. ЭУ Носков А.С. Проверил_____________ (должность, ученая степень, звание, фамилии, инициалы) |
Чита
2014
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке и особенно в социальной психологии. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.
Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, посредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Структура общения.
Обычно выделяют три уровня
анализа (Ломов Б. Ф., 1984):
1. Макроуровень: общение индивида с другими
людьми рассматривается как важнейшая
сторона его образа жизни. На этом уровне
процесс общения изучается в интервалах
времени, сопоставимых с длительностью
человеческой жизни, с акцентом на анализ
психического развития индивида. Общение
здесь выступает как сложная развивающаяся
сеть взаимосвязей индивида с другими
людьми и социальными группами.
2. Мезауровень (средний уровень): общение
рассматривается как сменяющаяся совокупность
целенаправленных логически завершаемых
контактов или ситуаций взаимодействия,
в которых оказываются люди в процессе
текущей жизнедеятельности на конкретных
временных отрезках своей жизни. Главный
акцент в изучении общения на этом уровне
делается на содержательных компонентах
ситуаций общения — «по поводу чего» и
«с какой целью». Вокруг этого стержня
темы, предмета общения раскрывается динамика
общения, анализируются используемые
средства (вербальные и невербальные)
и фазы, или этапы, общения, в ходе которых
осуществляется обмен представлениями,
идеями, переживаниями.
3. Микроуровень: здесь главный акцент
делается на анализе элементарных единиц
общения как сопряженных актов, или трансакций.
Важно подчеркнуть, что элементарная единица
общения — это не смена перемежающихся
поведенческих актов его участников, а
их взаимодействие. Она включает не только
действие одного из партнеров, но и связанное
с ним содействие или противодействие
другого (например, «вопрос-ответ», «побуждение
к действию - действие», «сообщение информации
- отношение к ней» и т. п.).
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В свою очередь, невербальная
коммуникация также имеет несколько форм:
- кинетику (оптико-кинетическая система,
включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);
-проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
- визуальное общение (система контакта глазами).
Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
В процессе общения как взаимодействии
(вербальном, физическом, невербальном)
индивид может воздействовать на мотивы,
цели, программы, принятие решений, на
выполнение и контроль действий, т. е. на
все составляющие деятельности своего
партнера, включая взаимную стимуляцию
и коррекцию поведения.
Аффективно-коммуникативная функция общения
связана с регуляцией эмоциональной сферы
человека. Общение — важнейшая детерминанта
эмоциональных состояний человека. Весь
спектр специфически человеческих эмоций
возникает и развивается в условиях общения
людей — происходит либо сближение эмоциональных
состояний, либо их поляризация, взаимное
усиление или ослабление.
Можно привести другую классификационную
схему функций общения, в которой наряду
с перечисленными отдельно выделяются
и другие функции: организация совместной
деятельности; познание людьми друг друга;
формирование и развитие межличностных
отношений.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как oн воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. attract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
Общение - это не просто
действие, а именно взаимодействие:
оно осуществляется между
Управленческое общение, как и любое другое, имеет три стороны:
В реальном процессе общения
все они переплетены и взаимно обусловливают
друг друга. "Управленческое общение
имеет специфическую структуру и как бы
вплетено в ткань любого управленческого
действия: от 2/3 до 3/4 рабочего времени
менеджер тратит на различные виды общения.
Правильно организованное управленческое
общение является катализатором управленческой
деятельности. Наоборот, отсутствие умений
и навыков управленческого общения, недостаток
коммуникативной культуры руководителя
ставят под вопрос успешную работу и его
самого, и подчиненных. Овладеть приемами,
умениями и навыками управленческого
общения, выработать в себе коммуникативную
культуру не менее важно, чем овладеть
управленческими действиями. Здесь важно
учитывать, что не всегда общение, управленческое
по форме, является управляющим по существу.
Управляющим оно бывает только при наличии,
как минимум, двух условий:
1) посредством его решаются
управленческие задачи;
2) его участники получают возможности
для самореализации, самосовершенствования,
достижения успеха.
Только при выполнении этих двух условий управленческое общение будет эффективным по существу. Известный психолог А. Ю. Панасюк видит принципиальную важность управленческого общения в том, что в процессе него подчиненный не просто понимает, чего хочет руководитель, но и внутренне принимает позицию начальника. Это положение Панасюк называет первым законом управленческого общения.
Действительно, если подчиненный понял руководителя, это еще не значит, что он согласен с требованием шефа. Отсюда возможны различные нарушения в выполнении поручений практически на всех уровнях общения: на первом, когда отдаются распоряжения, указания, на втором — когда выполнение задания контролируется, и на третьем, когда выполненное подчиненным действие получает оценку.
Конфликты, возникающие между руководителем и подчиненным, чаще всего возникают в процессе выдачи распорядительной информации, когда оказывается наиболее сильное влияние на подчиненного.
Практически любое дело можно
выполнить плохо, удовлетворительно, хорошо
и отлично. Когда человек делает что-то
без желания или вопреки желанию, то это
не обязательно плохо, но и не отлично,
так как делать дело отлично — значит
искать новые, более эффективные пути
решения задачи, включать свой творческий
потенциал, проявлять инициативу, чтобы
сделать лучше. Если подчиненный не согласен
с требованием руководителя, то он либо
будет делать все в пределах требований,
чтобы только не быть наказанным, либо
на свой страх и риск выполнять задачу
так, как считает нужным.Для установления
взаимопонимания между руководителем
и подчиненным на стадии выдачи распорядительной
информации важно: единство профессионального
языка, учет уровня интеллекта, полнота
информации, логичность изложения и концентрированность
внимания на проблеме. Информацию нужно
выдавать таким образом, чтобы она:
— не противоречила бы взглядам подчиненного,
позициям по какому-либо вопросу;
— показать подчиненному его интерес
в выполнении данного задания данным образом.
Иногда подчиненный сопротивляется только потому, что руководитель не нравится ему как человек. В таком случае нарушенные когда-то (этот факт нужно выяснить и проанализировать!) взаимоотношения из делового конфликта перешли в эмоциональный. Разбрасываться кадрами, увольняя недоброжелателей, руководитель не станет, но, как правило, переходит от убеждения к принуждению, что в целом также неблагоприятно скажется на результате работы. Поэтому с самого начала общения с подчиненными руководитель должен учитывать второй закон управленческого общения: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношения (симпатия, привязанность, дружба или любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). Общение - это психологическая категория. Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Так, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и персептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
Общение различается по видам:
- Опосредованное общение
- предполагает не полный
- Непосредственное - общение “лицом к лицу”, при контакте визуальном.
Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение
всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например,
общение по типу “эксперт - аттестуемый”
Информация о работе Психология общения и воздействия на человека