Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:41, доклад
Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива".
Вопрос 22. Психология педагогического общения.
Понятие педагогического общения. Типы взаимодействия в педагогическом общении (субъект-объектное, субъект-субъектое взаимодействия). Барьеры педагогического общения.
14.2.1.
Особенности педагогического
Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания (Леонтьев А.А., 1996) В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива".
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе
Педагогическое общение
Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:
Высшая ценность педагогического
общения - индивидуальность педагога и учащегося.
Собственное достоинство и честь педагога,
достоинство и честь учащихся - важнейшая
ценность педагогического общения.
В связи с этим ведущим принципом педагогического
общения может быть принят императив (общее
нарвственное предписание) И. Канта: всегда относиться к себе
и учащимся как цели общения, в результате
которого происходит восхождение к индивидуальности.
Императив - безусловное требование. Именно
это восхождение к индивидуальности в
процессе общения и является выражением
чести и достоинства субъектов общения.
14.2.2. Направленность педагогического процесса
Специфика педагогического общения,
прежде всего, проявляется в его
направленности. Оно направлено не
только на само взаимодействие и на
обучающихся в целях их личностного
развития, но и, что является основным
для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных
знаний и формирование на этой основе
умений. В силу этого педагогическое
общение характеризуется как бы тройной
направленностью - на само учебное взаимодействие,
на обучающихся (их актуальное состояние,
перспективные линии развития) и на предмет
освоения (усвоения).
14.2.3. Модели педагогического
общения
Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где:
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.
Традиционно обучение и
воспитание рассматривались как
односторонне направленные процессы,
механизмом которых являлась трансляция
учебной информации от её носителя
- педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс,
построенный на основе таких представлений,
в современных условиях демонстрирует
низкую эффективность. Учащийся как пассивный
участник этого процесса оказывается
способен лишь усвоить (по сути, запомнить)
ту ограниченную информацию, которая предоставляется
ему в готовом виде. У него не формируется
способность самостоятельно овладевать
новой информацией, использовать её в
нестандартных условиях и сочетаниях,
находить новые данные на основе уже усвоенных.
Односторонне направленный учебно-воспитательный
процесс практически не достигает основной
цели образования - становления зрелой,
самостоятельной, ответственной личности,
способной к адекватным шагам в противоречивых
и меняющихся условиях современного мира.
Личность под влиянием авторитарного
директивного воздействия приобретает
черты зависимости, конформности.
2. Личностно-ориентированная
модель общения. Цель личностно-ориентированной
модели общения - обеспечить чувства психологической
защищенности ребенка, доверие его к миру,
радость существования, формирование
начала личности, развитие индивидуальности
ребенка. Для этой модели общения характерен
диалогический тип общения Данная модель
общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует
с ребенком в процесс общения. Он не
подгоняет развитие детей, а предупреждает
возникновение возможных отклонений в
личностном развитии детей. Формирование
знаний, умений и навыков является не целью,
а средством полноценного развития личности.
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
В связи с этим, в современной
науке и практике все большее
признание приобретает
Типы взаимодействия в педагогическом общении.
В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.
1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок).
Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.
2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.
14.3.4. Барьеры педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит
задача не только и не столько передать
информацию, сколько добиться ее адекватного
понимания последним. То есть в межличностной
коммуникации как особая проблема выступает
интерпретация сообщения, поступившего
от учителя ученику и наоборот. Во-первых,
форма и содержание сообщения существенно
зависят от личностных особенностей как
учителя, так и ученика, их представлений
друг о друге и отношений между ними, всей
ситуации, в которой происходит общение.
Во-вторых, переданное учителем учебное
сообщение не остается неизменным: оно
трансформируется, изменяется под влиянием
индвидуально-типологических особенностей
ученика, отношения его к учителю, самому
тексту, ситуации общения.
От чего же зависит адекватность
восприятия учебной информации? Можно
назвать ряд причин, важнейшей из которых
является наличие или отсутствие в процессе
коммуникативных барьеров. В самом общем
смысле коммуникативный барьер - это психологическое
препятствие на пути адекватной передачи
учебной информации между участниками
педагогического процесса. В случае возникновения
барьера учебная информация искажается
или теряет изначальный смысл.
В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:
Некоторые из них мы рассмотрим.
Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:
Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).
Предвзятые представления
между учителем и учеником возникают
в результате снижения уровня самокритичности
и подъема самооценки (как правило,
не всегда обоснованного). Предвзятость
в педагогическом общении проявляется в следующем:
1. Ложные стереотипы,
относящиеся к восприятию человека по
внешним данным. (Этот - в очках, значит,
умный, этот - спортивный на вид, значит,
неумный и т.д.) Установка на внешность
экономит педагогические усилия, связанные
с познанием учеников, но часто приводит
к заблуждениям, которые, в конечном счете,
выливаются в педагогические просчеты.
2. Приписывание достоинств или недостатков
человеку исходя только из его социального
статуса. В этом случае ученик или студент
оказываются не в лучшем положении: их
социальный статус ниже статуса педагога.
3. Субъективизм,
штампы, трафареты, предварительная информация,
которую педагог получает об учащемся
(или другом педагоге). Следуя им, педагог
встает на ложный путь педагогического
общения или оказывается вообще вне его.
Необходимо проверять всякую информацию
и проводить переоценку предварительных
установок, чтобы познать истинного человека,
его плюсы и минусы и строить общение с
ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый
человек в чем-то лучше другого.
Общение - это совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающаяся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда приводит к межличностным конфликтам.
14.4. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения
14.4.1. Качества личности педагога, важные для общения
Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:
Среди показателей личностного плана наибольшее значение имеют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика.
В некоторых исследованиях
отмечается связь эффективного познания
личности учащегося с индивидуально-
В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие: