Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 17:47, реферат
Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Этот период отмечается бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе, тем не менее, существует позиция разграничения между периодами подросткового возраста и юношеством. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. Ценности являются необходимым регулятором социального поведения. Подростковый возраст является крайне важным для становления системы взглядов и ценностей человека.
1) Введение…………………………………………………………………2
2) Социально – психологические особенности
подросткового возраста как причина нарушения поведения..…..…..3
а) Реакция эмансипации
б) Реакция группирования со сверстниками
в) Реакция увлечения – хобби-реакция
г) Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
3) Физиологическое развитие подростков……………………………….6
4) Развитие мышления в переходном возрасте……………………..……7
5) Формирование воли в подростковом возрасте………………………..10
6) Заключение……………………………………………………………...12
7) Список используемой литературы………………...…………………...13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский Государственный
Архитектурно-строительный университет
Кафедра Психологии
Дисциплина Психология
Реферат
«Психология подросткового возраста»
Выполнила студентка
Группы 9-Э-1
Финогеева Юлия
Руководитель:
Кандидат п. н., доцент
Осипова Л.В
Санкт-Петербург 2014
Оглавление:
1) Введение…………………………………………………………
2) Социально – психологические особенности
подросткового возраста как причина нарушения поведения..…..…..3
а) Реакция эмансипации
б) Реакция группирования со сверстниками
в) Реакция увлечения – хобби-реакция
г) Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
3) Физиологическое развитие подростков……………………………….6
4) Развитие мышления в переходном возрасте……………………..……7
5) Формирование воли в подростковом возрасте………………………..10
6) Заключение……………………………………………………
7) Список
используемой литературы………………...…………………...
Введение:
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла тема психология подросткового возраста? Наверно потому что, мне захотелось о ней больше узнать, узнать их мышление, специфику поведения, познание интересов и условий их формирования в подростковом возрасте, определение ценностей подростков.
Подростковый возраст – это период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит огромный путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния
подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста:
психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и
социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых.
Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Этот период отмечается бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе, тем не менее, существует позиция разграничения между периодами подросткового возраста и юношеством. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. Ценности являются необходимым регулятором социального поведения. Подростковый возраст является крайне важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Таким образом, можно отметить, что подростковый возраст - это возраст проб и ошибок, а также, возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое "Я", определить границы своих возможностей, подтвердить свое назначение в этом мире находит выражение именно в ситуациях проб, ошибок и экспериментов. В это время складываются и формируются устойчивые нормы поведения, черты характера и способы эмоционального проявления переживаний, реакций на эти переживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, социальную и личную зрелость.
Поэтому я решила не только познать их специфику поведения, но и проблемы которые могут коснуться подростка в этот достаточно
трудный период.
Социально – психологические особенности
подросткового возраста как причина нарушения поведения
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко
выражены, получили свое название “подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза»
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.
Реакция эмансипации
Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших- родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Эта потребность вызвана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.
Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социо-
психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, так как подростку не нравится, что к нему относятся как к ребенку)
Проявление реакции эмансипации бывает всегда разнообразна. Она может проявляться как каждый день, например, желание делать все «по-своему» и «самостоятельно», так и включать в себя поступление на учебу или работу, в другом городе обязательно, чтобы быть дальше от родителей, жить отдельно.
Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью».
Реакция группирования со сверстниками
Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с
ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных времен. Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни.
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, у которых есть постоянный лидер, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть
такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп мужского пола.
Другой тип подростковых групп отличается тем, что у них нет постоянного лидера, поэтому состав группы нестабилен. Для такой группы, не нужны требования, четкие указания, чтобы войти в нее. Но существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп.
В закрытых заведениях для подростков (спортивные лагеря, интернаты и т.д).
реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной
серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-
педагогической запущенности реакция группирования может стать главным
регулятором поведения подростка. В группе сверстников, как правило, подросток приучается к курению, алкоголю итд.
В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы. Лидерство в них обычно добиваются подростки с выраженными гипертимными чертами – шумные, баловные, активные чересчур. В последствии эти подростки завоевывают власть в группе над другими сверстниками.
Реакция увлечения – хобби-реакция
Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать. С нашей точки зрения, увлечения составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой.
Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка – наиболее частые увлечения.
Можно выделить следующие типы увлечений.
Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, разведению животных и т.д). Сюда же можно отнести стремление, что-то изобретать, конструировать. Подростки могут сильно быть увлеченным этим делом и забывать про учебу и другие дела.
Телесно - мануальные увлечения - связаны с намерением укрепить свою силу,
приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки.
( например, карате), а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, итд. Но все эти увлечения, казалось бы весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определённом физическом отношении, и т.п. Здесь удовольствие доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты.
Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно
предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни.
Эгоцентрические увлечения — всякого рода занятия, которые позволяют оказаться в центре внимания окружени я. Чаще всего это художественная
самодеятельность, особенно модные её формы – участие в любительских эстрадных ансамблях. Возможность публичных выступлений.
Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте.
Таких реакций существует много, например, реакция отказа (дети отказываются от игрушек, игр и.т.д, в связи внезапно
оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства),
реакция оппозиции (может быть чрезмерным претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой –требованиями отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях.), реакция имитации (сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее – герои книг и кино, в дальнейшем это товарищи либо кумиры), отрицательная имитация (отмечена у подростков относительно редко. Речь идет не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца, например, протест), реакция компенсации (желание свою слабость и неустойчивость в одной области восполнить успехами в другой)
1
Физиологическое
развитие подростков
К подростковому возрасту принято относить период развития детей от 11 до 17 лет. Данный период характеризуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Подростковый период принято считать «переходным» возрастом к следующему этапу – юношество.
В психологии процесс физиологического развития условно делится на три фазы:
Все эти процессы протекают неравномерно. Собственно говоря, это происходит как на межиндивидуальном уровне (например, один мальчик в 15 лет может быть предпубертатным, другой пубертатным и третий, соответственно, постпубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (различные биологические системы одного человека созревают неодновременно).
К основным аспектам половой зрелости принято относить: скелетную зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Они тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин.
Нелегко ответить на вопрос, как особенности организма и темп его созревания влияют на психологические процессы и свойства личности. Т.к. на психологическое развитие влияют не только природные свойства, но и совокупность социальных условий, в которых эти свойства проявляются.
Мощные сдвиги наблюдаются во всех областях жизнедеятельности ребенка. Именно поэтому этот возраст и называют «переходным» от детства к зрелости. Однако этот путь полон кризисов, переживаний, взлетов и падений, драматических переживаний. В этот период складываются черты характера, формы поведения, которые в дальнейшем во многом определят жизнь взрослого человека. Именно поэтому важна роль семейного и школьного окружения в обеспечении благоприятных условия для развития личности подростка.
Подростковый возраст – это пора социального самоопределения, формирования мировоззрения. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, жизненная философия человека, система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Становление личности включает в себя так же становление относительно устойчивого образа «Я». Вопрос «кто такой Я?» подразумевает скорее не само описание, а самоопределение.
Развитие мышления в переходном возрасте
Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, - общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Это эпоха — эпоха рассуждающего мышления. Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция — мышление — начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка и юноши. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, — значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. Порой мышление проявляется с такой избыточной энергией, что производит впечатление как бы игры: спорят ради спора, рассуждают, чтобы рассуждать, и думают над проблемами с виду эксцентричными. И тем не менее это мышление, уже неплохо отражающее связи объективного материального мира и уже в значительной степени историческое, еще имеет ряд крупных недостатков. Однако абстрактное мышление ещё далеко от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни интенсивно развивается мышление подростка, как ни сильно оно вышло за пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как ни активно проявляет оно себя по отношению к восприятию и памяти, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всесторонне. На его мышлении лежит ещё тень не преодоленной метафизичности, и ему ещё не хватает в должной мере диалектичности. Ему недостаёт ещё философского диалектического мышления. Мышление — одна из тех функций, которые в онтогенезе, как и в филогенезе, развиваются позднее ряда многих других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Пожалуй, ни в каком другом возрасте не бывают люди так сходны друг с другом по содержанию и приёмам мышления, как в средних классах школы. В младших классах ещё продолжают сказываться разнообразие личного опыта дошкольника и разнообразие дошкольной среды. В старших классах, а ещё в большей степени по выходе из школы, разнообразие создаётся рядом других причин. Одна из причин — жизненные установки и интересы общественно почти или совсем определившегося человека. Другая причина — разнообразие степени и характера втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные затруднения и т.п., при прочих равных условиях, побуждают человека усиленный думать. Наконец, третья причина — разнообразие внешкольной и после школьного образования, чтение и т.п. Ключом ко всему проблем развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях.