Психология познавательных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 03:55, реферат

Краткое описание

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология познавательных процессов.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости от активности человека в организации внимания различают несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. К причинам вызывающим непроизвольное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость.

Произвольное внимание подчинено воле человека. Процесс удержания внимания на чем-либо (или ком-либо) и переключение его с одного объекта на другой осуществляется не стихийно, а преднамеренно. При этом человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы, прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. Произвольное внимание по происхождению и по сущности не природно, а социально. Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.

Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. В дальнейшем отпадает необходимость в произвольном удержании внимания.

В зависимости от направленности внимание подразделяют на внешнее и внутреннее. Предметом внешнего внимания является окружающий мир человека: природные и созданные человеком объекты, люди, различные явления и т.п. Это внимание необходимо для выполнения предметно-практической деятельности и общения. Внутреннее внимание ориентировано на самого субъекта. Его содержание составляет психологическую сущность человека. Это внимание является необходимым условием существования сознания и самосознания. Впервые оно появляется у ребенка в возрасте 2-3 лет и достигает уровня зрелости только к 15-17 годам. Оно актуализируется в ситуациях, когда для решения каких-либо жизненных задач необходимо принимать в расчет самого себя: свои возможности, планы, потребности, знания, черты характера и т.п.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

В заключение отметим, что все виды внимания одинаково важны. Каждый из них актуализируется в определенных ситуациях и является способом реализации жизненно важных целей и задач субъекта.

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности – внимательность. Люди различаются степенью развития этого свойства, крайний случай часто называют невнимательностью.

Инженеру практически важно знать не только, каков уровень сформированности внимания у рабочих, но и причины, обуславливающие его невнимательность, поскольку внимание связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

 

Выделяют три типа невнимательности:

  1. Первый тип невнимательности (рассеянность) – возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающееся с объекта на объект, но ни на одном не задерживаясь («порхающее» внимание). Подобная невнимательность человека – результат отсутствия навыков сосредоточенной работы.
  2. Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Причина – внимание человека сосредоточено на каких-то событиях или явлениях, ранее происходивших или встречавшихся ему, которые он эмоционально воспринял.
  3. Третий вид невнимательности – результат переутомления, этот тип невнимательности обусловлен постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов.

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию вниманию: приучать работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда и т.д. Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы. Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности.

Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения» (тренинг). Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

 

 

 Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущем и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействующих на наши органы чувств.

Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы, явления и т.д. связанные в действительности, связываются и в памяти человека.

Запомнить что-то – это значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация представляет собой временную нервную связь (физиологическую). Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относится 3 вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрастности. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них, вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходстве нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому способствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Память – это сложно система психических процессов, поэтому выделяют несколько оснований для классификации ее видов.

По степени волевой регуляции процессов запоминания и воспроизведения различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память характеризуется тем, что информация запоминается сама собой без специального заучивания. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память связна с сознательной целью что-либо запомнить и воспроизведение требует специальных волевых усилий и особых приемов. Информация запоминается целенапралено, с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания, от приемов заучивания.

Приемы заучивания.

а) механическое дословное многократное повторение 0 работает механическая память, тратиться много сил, времени, а результаты низкие, запоминание без осмысления.

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память(смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20раз выше, чем механической;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.

г) мнемомеханические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

 По времени сохранения материала  выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную  память.

Кратковременная память. Любая информация в начале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация забывается полностью, либо перейдет в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторении информации. Кратковременная память ограничена по объему. В среднем с одного раза человек запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации  и бывает двух видов:

  1. долговременная память с сознательным доступом (то есть человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  2. долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течении дня, а время ночного сна отводиться организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончанию сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

В зависимости от формы запоминаемой информации выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных по сложности движений.

Эмоциональная память связана с запоминанием переживаний. Она определяет воспроизведение того или иного эмоционального состояния при повторном воздействии элементов ситуации, в которой оно возникло впервые.

Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образцов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

Словесно-логическая (смысловая) память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания, существует только у человека и возникает на протяжении младшего школьного возраста.

В зависимости от происхождения принято выделять два вида памяти: натуральную (природную) и культурную (социальную). Натуральная память представляет собой врожденную способность человека к запоминанию и сохранению жизненного опыта.

Натуральная память образует природную основу для развития у человека культурной памяти, которая представляет собой систему усвоенных субъектом мнемических действий, выступающих как инструменты или приемы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Она возникает  процессе обучения и воспитания. По своим возможностям эта память превосходит натуральную и позволяет человеку усваивать огромное количество.

Информация о работе Психология познавательных процессов