Психология семейного воспитания с аномальными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 08:23, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательный потенциал семьи в формировании личности аномального ребенка, взаимоотношения его с родителями обуславливают существенным образом социальный прогноз его будущего. Рассмотрим схемы родительского поведения, потенциально выступающие как факторы риска нарушения психического и личностного развития ребенка в разные возрастные периоды :
1. Младенчество– от рождения до года дефициту общения (материнская депривация) противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Такое взаимодействие сможет наблюдаться, при материнской гиперопека с отстранением отца ребенка играет роль эмоционального костыля матери и находится с ней в симбиотической связи. Мать постоянно пребывает с ребенком не оставляя его ни на минуту, потому что чувствует, что ей хорошо с ним, а без него она чувствует пустоту и одиночество.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 27.60 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права.

 

К.Д.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по специальной психологии

«Психология семейного воспитания с аномальными детьми»

 

 

 

выполнил: студент 3 курса з/о

Спирин В.В.

проверила: Шелковникова Н.И.

 

 

 

 

 

Гатчина

2014

 

 

Воспитательный потенциал семьи в формировании личности аномального ребенка,  взаимоотношения его с родителями обуславливают существенным образом социальный прогноз его будущего. Рассмотрим схемы родительского поведения, потенциально выступающие как факторы риска нарушения психического и личностного развития ребенка в разные возрастные периоды :     

1. Младенчество– от рождения до года дефициту общения (материнская депривация) противоположна  патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Такое взаимодействие сможет наблюдаться, при материнской гиперопека с отстранением отца ребенка играет роль эмоционального костыля матери и находится с ней в симбиотической связи. Мать постоянно пребывает с ребенком не оставляя его ни на минуту, потому что чувствует, что ей хорошо с ним, а без него она чувствует пустоту и одиночество.

Неблагоприятным для ребенка является чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, то есть структурная неорганизованность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. В России наиболее часто этот вариант реализует мать-студентка, не имеющая возможности постоянного ухода за ребенком, но потом пытающаяся загладить чувство вины непрерывными ласками. 

Особо выделяют, как фактор риска формальное общение матери с ребенком, лишенное эротизированых проявлений необходимых для нормального развития ребенка.

Такое взаимодействие может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советом врача, или не мать находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам

например: конфликты с отцом, эмоционально не включенная в прочее общения с ребенком.

Особую роль у младенцев играют психосоматические нарушения. Именно с помощью психосоматических симптомов ребенка сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно.

Психосоматический язык реагирования встречается часто и у младших школьников.     

2.  Ранний возраст от 1года до 3лет– особо значит для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным факторам можно отнести: 

1)слишком резкое  отделение вследствие выхода  матери на работу помещения  ребенка в ясли, рождение второго  ребенка и т. п.;

2) продолжение постоянной  опеки над ребенком нередко  проявляемой тревожной матерью;                                                                               

3) абсолютный запрет  на проявление агрессии;

4) излишне строгое  и быстрое приучение маленького  ребенка к опрятности.

Важным в раннем возрасте становятся взаимоотношения с отцом, который в этом возрасте должен физически и эмоционально доступен ребенку поскольку:     

 А) подает ребенку  пример отношения с матерью, как  отношения между двумя автономными  субъектами;    

 Б) выступает  прообразом внешнего мира, таким  образом, освобождение от матери  становится не уходом в никуда, а уходом в кому-то;    

 В) является менее  конфликтным объектом, чем мать  и становится источником защиты;     

3.Дошкольный возраст от 3лет до 6-7 лет–

а) самый существенный фактор риска взаимодействия по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворение потребностей других членов семьи.

б) следующий фактор риска – отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними;

в) еще одним фактором риска может стать родительское программирование и как следствие инициативности.      

4. Младший школьный возраст от 6-7 лет до 10 лет. Повышается зависимость от оценок взрослого, особенно учителя. Если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, он приобретает ограниченную идентичность (по Эриксону- « Я, есть то, что Я могу») Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно влиять, как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формировании е его жизненного сценария.    

5.Подростковый возраст от 10- 11 до 15-16 лет – важнейший период для становления самостоятельности. Его успешность во многом определяется тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи, выстраивание нового типа взаимоотношений основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Процесс этот проблематичен, поскольку семья не всегда готова отпустить , а он в свою очередь не всегда ожжет адекватно распорядиться своей самостоятельностью.

Обязательство  рождения, воспитания, обучение аномального ребенка, общение с ним является длительным фактором  фрустирующим психику матери и предрасполагающим ее  к развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Исследуя  состояние психики матерей имеющих глубоко аномальных детей, А. Малер выделил 2 группы женщин  с типичными личностными особенностями.

  1. Матери первой  группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребенка вызывало у них выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Вину за  случившееся они брали на себя, иногда это сопровождалось суицидными мыслями Через некоторое время у этих матерей формировалось стойкое судепрессивное настроение, часто прерывающееся слезами и тревожное опасение за настоящее и прошлое ребенка. Значительно усиливалось раздражительность по малейшему поводу, возникали гневные вспышки. С годами женщины становились более замкнутыми, суживался круг прежних привязанностей, они становились как будто спокойнее, но и безразличнее. Характерной была постоянная вялость, раздражительность, обидчивость.
  2. Для матерей второй  группы были характерны меньшая активность. Стремление к уединению, небольшой круг знакомых. В болезни ребенка они обвиняли медперсонал, причиной чему  были нереалистичные представления о болезни ребенка. Тяжесть состояния ребенка в полной мере не осознавалась. С течением времени эти матери начинали, адекватно понимать положение и вместе с тем рождалась тенденция жить сегодняшним днем, не строить планы на будущее. У многих возникало депрессивное состояние: настроение снижалось, и появлялись приступы отчаяния.

Таким образом, у матерей обеих групп несмотря на различие психического состояния вначале в итоге обнаруживалась стойкая депрессия, в дальнейшем сохранявшаяся.

Исследования В.Ткачевой доказывают, что качественные, деформирующие изменения в семьях при рождении аномального ребенка проявляются на нескольких уровнях:  

 

1.Дефоренация на психологическом уровне проявляется в том, что стресс,      

связанный с рождением  больного ребенка, является условием резко травмирующего изменения сформировавшихся жизненных стереотипов. Период осознания факта рождения больного ребенка  с нарушением делиться на фазы: О состоянии растерянности порой страха. Родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу больного ребенка. В это время закладываются предпосылки для установления социально-эмоционального отношения между родителями и ребенком;

2. Состояние шока  трансформируется   в негативизм и отрицание поставленного диагноза. Крайняя форма – отказ от обследования ребенка и проведение какой-либо коррекции

3.  Состояние депрессии по мере принятия диагноза и правильной оценки ситуации;

4. Психическая адаптация  на основе полного принятия  диагноза и правильной оценки  ситуации.

2.Изменения на социальном уровне проявляются прежде всего в том , что семьи, имеющие аномального ребенка часто распадаются. Другие изменения связанные с необходимостью во многих случаях, остановления одним из родителей работы или переход на низкооплачиваемую, неквалифицированную, часто надомную работу. Это с одной стороны, уменьшается бюджет семьи, с другой – нарушает социальные связи. Деформируются межличностные отношения не только между родителями. Но и между ними и имеющимися в семье здоровыми детьми, которые начинают получать меньше внимания и больше обязанностей, связанных с помощью по уходу за больным братом или сестрой.

3. На соматическом уровне изменения в семьях с больным ребенком обуславливаются с тем, что стресс, связанный с его рождением и воспитанием, часто превышает уровень переносимых нагрузок и приводят к появлению различных соматических, астенических и вегетативных расстройств.

Таким образом практически все члены семьи, имеющие аномального ребенка испытывают в большей или меньшей степени психологические и социальные проблемы, нуждаются в специальной помощи.

Переоценка нарушения приводит к излишней опеке и искуственой изоляции от общества, к тому же охранительное воспитание проводит к развитию эгоистичной личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В дальнейшем такой ребенок с трудом адаптируется в коллективе как  здоровых, так и дольных. Недооценка нарушения, опирающаяся на неоправданный оптимизм, игнорирования дефекта в детском или юношеском возрасте могут привести к глубокой психической травме,  особенно при выборе профессии и осознании ограниченности собственного выбора.

К сожалению, у большинства родителей присутствует переоценка или недооценка дефекта.

В отношении родителей к своему аномальному ребенку можно видеть несколько схем поведения. В. Сомерс выделила пять категорий отношения родителей в зависимости от их схемы поведения к реакции на дефект:1) принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает, дефект своего ребенка объективно его воспринимает, адекватно оценивает ребенка и проявляет к нему настоящую преданность. У родителя не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку

2) реакция отрицания. Отрицается, что у ребенка имеется  дефект, что он аномальный, что  его дефект оказывает эмоциональное  воздействие на родителей. Планы  относительно образования и профессии  ребенка свидетельствуют о том. Что никакие ограничения не  принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе  честолюбия, родители настаивают  на высокой успешности его  деятельности.

3) реакция чрезмерной  защиты, протекции, опеки. Родители  наполнены чувством усталости  и сочувствия, защищают ребенка  от всех опасностей. Ребенок является  предметом чрезмерной любви матери, родители стараются все сделать  для него и за него; таким  образом, он может долго, а иногда  всю жизнь находиться на инфантильном  уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая  и особенно социальная незрелость, охватывающие все сферы зрелости.

4)Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается  позором. Отрицательное отношение  и отвращение по отношению  к ребенку скрывается за чрезмерно  заботливым, предупредительным, внимательным  воспитанием. Родители «перегибают  палку» в выполнении своих  обязанностей, педантично стараются  быть хорошей матерью или отцом.

5) открытое обречение, отвержение ребенка. Ребенок открыто  принимается с отвращением, и  родитель полностью осознает  свои враждебные чувства. Однако  для их обоснования и преодоления  чувства вины за них он обращается  к определенной форме защиты.  Общество, врач или учителя оказываются виноватыми в возникновении предрассудков в отношении к дефекту или аномальному ребенку. На основе такой проекции родитель приобретает чувства обоснованности, враждебности по отношению к своему ребенку и облегчения от чувства вины. Скрытое или открытое отвержение чаще встречается со стороны отца. В.Соммерс обращает внимание на то, что нельзя резко разграничивать названые типы реакций родителей, некоторые из них могут перекрываться. Первые два типа можно считать положительными, так как они позволяют ребенку принимать участие в жизни семьи и обеспечивают возможности его развития. Но реакции отрицания может вызвать серьезное нарушение личности ребенка, повышая нервное напряжение, и ребенок постоянно живет, по существу, в состоянии стресса. В то же время, если у него сильный тип нервной системы, то при такой реакции родителей на дефект он действительно может добиться высоких результатов. Чрезмерная защита и протекция, а также отвержение скрытое или открытое, - это однозначно негативные схемы поведения родителей, задерживающие развитие ребенка или мешающие ему.

 

Литература.

1. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.,1994- 192 с.

3. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.

4. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998. - 130 с.

5. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Узнай, кто это»

Цель: оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

2. Тест «Разрезные картинки»

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.

3. Тест «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». 
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. 
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

Информация о работе Психология семейного воспитания с аномальными детьми