Психология следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:12, контрольная работа

Краткое описание

Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.
Поэтому следователи должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
Психологический анализ профессиональной деятельности следователя, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности).

Содержание

1. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ……………........3
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ ……………………………….…………………8
2.1. Психология следователя при осмотре места происшествия ………………...9
2.2. Психология следователя в процессе опознания …………………………….12
2.3. Психологические особенности проведения
следственного эксперимента ………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

псилогия_следовател.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Петрозаводский государственный университет»

 Кольский филиал

Гуманитарный  факультет

 

Кафедра юриспруденция

 

 

 

 

Дисциплина  «Юридическая психология»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа,

тема№ «Психология следователя»

студента 2 курса

(группа 2012/3,5)

заочной формы  обучения

направление подготовки 030900 62

Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Камалиева Рустема  Габдельбаровича

 

 

 

преподаватель:

ст.преп. Рыжкова  Т.В.

 

Апатиты

2013

 

С О Д Е Р Ж А  Н И Е

 

 

 

1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя ……………........3

 

2. Психологические особенности деятельности следователя при следственной работе ……………………………….…………………8

2.1. Психология  следователя при осмотре места  происшествия ………………...9

2.2. Психология следователя  в процессе опознания …………………………….12

2.3. Психологические особенности проведения

следственного эксперимента ………………………………………………...14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16

 

1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя

Профессиональная  деятельность юристов, особенно тех, кто  находится на переднем крае борьбы с преступностью -  следователей - в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы.

Нередко нервно-психические  перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями  привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.1

Поэтому следователи должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Психологический анализ профессиональной деятельности следователя, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности).

В наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности следователя являются:2

1. Познавательно-прогностическая (когнитивная) деятельность. При этом познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны. Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий. Процесс познания предполагает наличие определенных личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.

2. Коммуникативная деятельность. Профессиональная деятельность юристов в значительной части протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ситуации допроса в ходе предварительного следствия. При этом профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией, но и как процесс взаимодействия, восприятия людьми друг друга. Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда следователей, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

3. Организационно-управленческая деятельность. Значительный удельный вес в деятельности следователя занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Поэтому многим следователям, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, необходимо иметь организаторские качества.

4. Воспитательная деятельность. Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется, прежде всего, целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации. Участие следователей в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции.

Выделение и раздельное рассмотрение перечисленных выше структурных образований правоохранительной деятельности носит условный характер, поскольку в действительности все они тесно связаны между собой и выступают в едином комплексе.

В настоящее  время важным вопросом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.

О необходимости этого показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников и тот факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств специфическим требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. Подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.3

Для выполнения своих профессиональных обязанностей следователи также должны обладать необходимыми способностями.

В психологии под  способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические  свойства личности, определяющие высокие  достижения субъекта в какой-либо деятельности.

В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от общих специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной деятельности.

В связи с  тем, что деятельность следователя весьма многогранна, поэтому она требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место отводится интеллектуальным способностям.

Говоря о  профессии следователя как о  наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ратинов относит ее «к тем  видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых  более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями».4 Такую же, по существу, мысль высказывают и другие ученые, которые среди ведущих «следственных способностей» называют также общие способности человека и, прежде всего, его интеллектуальные, творческие способности.

Интеллектуальные  способности человека как показатель его уровня общего развития включают в себя сложные психические образования: мышление (гибкость, переключаемость  мыслительных процессов, способность  генерирования новых идей и т.д.), развитое воображение, хорошую емкую память, острую наблюдательность, восприятие и т.д., которые тесно связаны с творческим потенциалом личности. Считают, что «интеллект проявляется не в простой организации знаний, применении их к различным ситуациям, а в творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных (знаний, способов работы, приемов решения задач и т.д.), в своеобразии и оригинальности такой переработки»5.

Поскольку одним  из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, важное значение в структуре способностей следователя имеют и коммуникативные способности, облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Различное сочетание описанных выше способностей образует тот необходимый сплав индивидуально-психологических особенностей личности, который можно охарактеризовать как профессионально значимые способности к юридической деятельности, определяющие в конечном итоге профессиональную пригодность юриста.

Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности.

Критерии профессиональной пригодности должны:6

1. отражать только  значимые показатели, соответствующие  стабильным, устойчивым параметрам  правоохранительной деятельности;

2. различать  работников с высокой и низкой степенью профессиональной пригодности;

3. быть удобными  в использовании при оценке  деятельности и личности любого  юриста, способности которого к  профессиональной деятельности  необходимо исследовать.

Совокупность  всех этих критериальных оценок позволяет составить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, личностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к личности.

 

2. Психологические особенности деятельности  следователя при следственной  работе

Исследование  социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе расследования преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, установление причин возникновения всевозможного рода конфликтов в обществе, между людьми является составной частью профессиональной деятельности многих юристов (следователей, судей, адвокатов и т.д.).

В российском законодательстве действует целый ряд правовых норм, регламентирующих порядок исследования, изучения, познания тех или иных деликтов, установления истины при разрешении различных конфликтов уголовного либо гражданско-правового характера. Так, в уголовно-процессуальном законе детально разработана процедура специально предусмотренных для этих целей следственных  действий, основное назначение которых состоит в том, чтобы дознаватель, следователь, суд, используя закономерности познавательных (когнитивных) процессов, имели возможность устанавливать истину по делу.

2.1. Психология  следователя при осмотре места  происшествия

Юристам, вовлеченным  в процесс познания, необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценивающих доказательственную информацию, которую получают с помощью этих действий.

Одним из следственных действий является осмотр места происшествия. Следственный осмотр вещественных доказательств, обнаруженных на месте совершения преступления, является одним из распространенных и в то же время наиболее ответственным следственным действием прежде всего ввиду своей неповторимости.

Информация о работе Психология следователя