Психология следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:12, контрольная работа

Краткое описание

Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.
Поэтому следователи должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.
Психологический анализ профессиональной деятельности следователя, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности).

Содержание

1. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ……………........3
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ ……………………………….…………………8
2.1. Психология следователя при осмотре места происшествия ………………...9
2.2. Психология следователя в процессе опознания …………………………….12
2.3. Психологические особенности проведения
следственного эксперимента ………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

псилогия_следовател.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, преступники нередко оставляют на месте происшествия следы, которые могут изобличить их. Во-вторых, несмотря на это, следователи порой не могут обнаружить эти следы, не видят на месте происшествия тех признаков, которые со всей очевидностью указывают на определенные индивидуально-психологические особенности личности совершившего преступление. Это объясняется не только недобросовестным отношением следователя к своим обязанностям, низким уровнем его профессионализма, а также причинами чисто психологического характера, которые влияют на его поведение во время осмотра.7

Если рассматривать процесс осмотра места происшествия с психологической точки зрения, то место совершения преступления является прежде всего источником информации об индивидуально-психологических особенностях личности преступника, которые отражаются на объектах места происшествия, материализуются в виде различных следов, которые далеко не всегда замечает следователь.

Место происшествия — источник информации о психологических особенностях личности преступника. пространство, на котором разворачивается предметная деятельность лица, совершившего преступление, а также потерпевшего, свидетелей, в последующем — следователя, понятых, специалистов.

Различная направленность действий этих лиц по-разному отражается на материальных объектах, которые, в свою очередь, воздействуют на их психику, оставляя у них в сознании следы психического отражения в виде различных образов, вызывая определенные эмоции, чувства, внося в их поведение непредвиденные «помехи», к воздействию которых они не всегда бывают готовы.

Таким образом, имеет место взаимное влияние  друг на друга субъектов уголовно-процессуальной деятельности и материальной обстановки места происшествия. Вот почему изучение обстановки места происшествия «позволяет с большей или меньшей степенью вероятности судить о психических особенностях преступника».

В действиях  преступника на месте происшествия проявляются: особенности его психических  процессов (восприятия, памяти, мышления), психическое состояние, которое у него было при совершении преступления, различные психические свойства его личности: темперамент, характер, его способности, навыки, умения, установки, особенности мотивации.

Особенно наглядно в обстановке места происшествия отражаются потребности преступника, направленность его личности на их удовлетворение, мотивы, побудившие его совершить преступление. Также наглядно проявляются в способах совершения и сокрытия преступления навыки, способности, психомоторика, интеллект преступника, т.е. тот индивидуальный стиль деятельности, основанный на типологических свойствах нервной системы, который позволяет судить о привычках, занятиях, профессиональной принадлежности разыскиваемого субъекта. Несмотря на разное предметное содержание, привычный способ совершения усвоенных действий (по И.П. Павлову — динамический стереотип), или, как еще говорят, «модус реагирования», у человека не изменяется.

Нередко, по оставленным на месте происшествия следам, с помощью метода составления психологического портрета преступника, удается составить представление об особенностях его характера, поведения, эмоциональном состоянии в момент совершения преступления и даже о его некоторых внешних, физических данных.

Поскольку преступления совершаются в условиях воздействия на психику различных помех субъективного и объективного характера, таких, например, как страх оказаться застигнутым на месте совершения преступления, дефицит времени, усилия, необходимые для преодоления неожиданно возникшего сопротивления потерпевшего и т.п., — все это вызывает непрогнозируемое по своей интенсивности состояние избыточной нервно-психической, эмоциональной напряженности. Вследствие этого нарушается гибкость мыслительных процессов, частично сужается поле восприятия, ослабляется внимание к своим действиям и сопутствующим им изменениям в материальной обстановке.

По этой причине  резко возрастает вероятность совершения так называемых ошибочных действий, которые не входили в заранее  продуманный преступником сценарий своего поведения. Еще 3. Фрейд в начале нашего века в своих лекциях по психоанализу, рассматривая природу бессознательного, говорил о так называемых ошибочных действиях (всевозможных оговорках, описках, иных не контролируемых сознанием отклонениях в поведении), которые должен, как полагал он, замечать опытный криминалист, расследующий преступление.

Существенные  различия в условиях, когда намечалась последовательность совершения преступных действий, и в реальных условиях их выполнения нередко снижают остроту  мыслительных процессов преступника, сужают его возможности использования приобретенных знаний и опыта. И это важно помнить следователю, который не должен терять уверенности найти следы на месте происшествия, а также в последующем следы с места происшествия на разыскиваемом преступнике. Данное обстоятельство должно стать доминантой, прочной основой убежденности в успехе своего дела, целевой установкой следователя, направленной на раскрытие преступления.

Связь преступника  с местом происшествия имеет далеко не однозначный характер. Не только преступник видоизменяет обстановку на месте происшествия, но и сами обстоятельства преступления (в том числе и место преступления) в последующем длительное время влияют на его психику, оказывая сильное воздействие на сознание и поведение, нарушая адекватные формы реагирования на различные нейтральные раздражители, вызывая в сознании стойкие очаги возбуждения, своеобразные аффективно окрашенные комплексы, которые нарушают привычное течение психических процессов, поведение человека.8

2.2. Психология следователя в процессе опознания

Данный этап составляет весьма важный в психологическом отношении процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т.д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе — процесс формирования его образа.

Под признаком  воспринимаемого объекта понимается доступное восприятию свойство, которое  используется в опознавательных  целях. Признак объекта может  содержать один или несколько опознавательных ориентиров, которые воспринимаются каждый в отдельности либо как единое целое, не поддающееся подробному описанию на вербальном уровне.

Например, свидетель, затрудняющийся указать конкретные признаки разыскиваемого лица в виде каких-то четких опознавательных ориентиров, тем не менее утверждает, что он может его опознать по внешности, характерной для лиц определенного этнического типа. Такое усвоение образа без подробного описания его признаков не говорит еще о том, что свидетель не сможет опознать разыскиваемое лицо (аналогичное может иметь место и при предъявлении для опознания предметов). При этом следует иметь в виду, что на усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:9

1. физические  условия восприятия (недостаточная  освещенность объекта, наличие  помех во время восприятия, большое  расстояние до объекта, определенный  ракурс, в котором он воспринимался);

2. продолжительность  и частота восприятия объекта;

3. состояние,  порог чувствительности перцептивных  органов, особенно зрения, с помощью  которого воспринимается наибольший  объем информации, закономерности  восприятия;

4. психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, обусловленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;

5. уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влияющие на перцептивные процессы, активность внимания.

Этап оценки результатов опознания следователем является логическим завершением опознавательного процесса. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя, который в силу этого не располагает какими-то достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в контексте со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение  лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса, непосредственно  в ходе самого процесса опознания. Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица.

Все это оценивается  в совокупности с другими доказательствами по Делу на основе внутреннего убеждения следователя. Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных является серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов.

2.3. Психологические особенности проведения следственного эксперимента

Психологические особенности следственного эксперимента (в отличие от предъявления для опознания, осмотра места происшествия) обусловлены, в первую очередь, характером опытных действий, с помощью которых следователь (в необходимых случаях с участием специалистов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком в окружающей его обстановке, его двигательную сферу, различные классы движений (действий), приобретенные навыки, как регулируемые сознанием, так и навыки, контроль за которыми совершается бессознательно либо почти неосознанно (рефлекторные, условно-рефлекторные действия). Примером этого, в частности, могут служить так называемые привычные автоматизмы, динамический стереотип в действиях, который сформирован у каждого.

В следственном эксперименте наряду с перцептивными, мнемическими процессами большое значение имеют психомоторика человека, его двигательные реакции и способности. Для наиболее полного и всестороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуются умение реконструировать обстановку, в которой имели место проверяемые факторы, моделировать те или иные действия, высокая познавательная активность, гибкое творческое мышление.

Другим слагаемым  результативности эксперимента является желание участников уголовного процесса совершить те или иные проверяемые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, готовящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным условием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и особенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соответствующую мотивацию на выполнение различных действий, разумеется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам.

Наиболее благоприятным  моментом для проведения следственного эксперимента с этой точки зрения чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы помочь следователю как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию.10

В законодательстве в достаточно общей форме указывает, что следственный эксперимент проводится по усмотрению следователя «в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела... путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий» (ст. 181 УПК РФ)11. В криминалистике разработана тактика следственного эксперимента, определены его виды по целям, которые могут быть достигнуты в ходе его проведения.

При рассмотрении психологических особенностей проведения наиболее распространенных следственных действий, составляющих содержание познавательной подструктуры юридической деятельности существенную роль также играют коммуникативные процессы. Причем роль общения в профессиональной деятельности следователя бывает настолько велика, что оно в ряде случаев играет в ней основную, ведущую роль.

 

 

Список использованных источников

 

1. Нормативно-правовые  акты и другие официальные  документы

 

1.1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 05.04.2013 г.) // Информационно-поисковая система КонсультантПлюс

 

2. Специальная литература

 

2.1. Бандурка  А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В.  Юридическая психология: Учебник  – Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002. – 596 стр.

2.2. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2009. — 608 с.

2.3. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов. Изд-во: НОРМА, Москва, 2005- 641 с.

2.4. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М., 1997.

2.5. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, '2004. — 588 с.

1 Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник – Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002. – 596 стр., - С. 126

2 Васильев В.Л. Юридическая психология/Учебник для ВУЗов. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2009. — 608 с. – С. 241

3 Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М., 1997.

4 Судебная психология для следователей. Учебное пособие / Ратинов А.Р. - М.: НИиРИО ВШ МООП РСФСР, 1967. - 290 c., - С. 36

5 Там же. С. 87

6Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов. Изд-во: НОРМА, Москва, 2005- 641 с., - С. 341

Информация о работе Психология следователя