Психология спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть основные понятия и сущность мотивации, основные виды мотивации, её характеристику, и виды стимулов. Изучить мотивацию человека в уличном спорте и причины занятия уличным спортом у подростков.
Задачи:
1. Рассказать о понятии и сущности мотивации.
2. Рассмотреть основные виды мотивации.
3. Исследовать виды стимулов.
4. Изучить мотивацию в уличном спорте.
5. Определить причины, по которым подросток увлекается уличным спортом и рассмотреть основные психологические особенности личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика мотивации …………………………….......4
1.1. Понятие и сущность мотивации………………………………….…..4
1.2. Основные виды мотивации и их характеристика………………………………………………….…..…6
1.3. Виды стимулов …………………...……………………………….…..7
Глава 2. Мотивация в уличном спорте……………………………….……..14
2.1. Психологические особенности мотивации спортсменов ……………………………………………………………………………..…..14
2.2. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста …………..17
Заключение …………………………………………………………………..25
Список источников……………………………………..................................24

Вложенные файлы: 1 файл

психология спортивной деятельности.docx

— 50.05 Кб (Скачать файл)

Социально-психологические стимулы связаны ролью, которую играет общение с другими людьми в жизни конкретного человека. Все люди совершенно по разному испытывают потребности в общении, поэтому именно сила этого стремления позволяет мотивировать человека для причастности к делам коллектива, принадлежности к ному, и способствует удовлетворению потребностей в стабильном и устойчивом положении.

Моральные стимулы связаны с потребностью в уважении, признании человека в коллективе. [6]

  1. Самоуважение – это внутренние движущие силы индивида, которые побуждают его к достижению определённых целей без прямого внешнего поощрения. (Написание книги, авторского издания, съёмки фильма, получение второго образование и т.д.) [8]

Итак, все внешние побуждения и элементы ситуаций, влияющих на поведение людей, называются стимулами в широком смысле. В отличие от других элементов (приказов, указаний, норм), стимулы являются опосредованным воздействием.

 «Стимул – это побудительная  причина, заинтересованность в совершении  чего-нибудь». [1]

 

Выводы по первой главе.

 

Подводя итоги, можно сказать, что:

 Мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности, которые ориентируют на достижение каких-то определённых целей.

Потребности могут быть приобретёнными и врождёнными, естественными или социальными, нематериальными и материальными

Никакие цели, установленные извне, не вызывают у человека заинтересованности, и он не будет прилагать активных усилий, пока это не превратится в его «внутреннюю» цель.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:

  1. Минимальный – обеспечивает выживание в мире.
  2. Нормальный – поддерживает у человека способность трудиться с должной отдачей.
  3. Уровень роскоши, когда удовлетворения своих потребностей служит самоцелью или средством демонстрации положения в обществе.

Мотив – это психологические причины, которые побуждают человека к действиям, которые направлены на удовлетворения потребностей.

Так же различается материальная, трудовая, статусная, нормативная,, принудительная, мотивации; стимулирование, внутренняя и внешняя мотивации,  положительная и отрицательная мотивация.

Стимулирование – это создание условий, которые позволяют человеку работать эффективнее и намного производительнее. 

Стимул – это внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию или какое-нибудь действие.

 

 

 

 

Глава 2. Мотивация в уличном спорте

2.1. Психологические особенности мотивации спортсменов

 

 

 

Спорт – это деятельность человека, связанная с физическим напряжением и сохранением у спортсменов мотивации к ежедневным нагрузкам. Эта деятельность приводит к формированию важных психических качеств, как для данного спорта, так и для повседневной жизни.

Если говорить о мотивации, то нужно знать, что она является одним из проявлений личностных черт спортсмена. Огромное влияние на формирование этой мотивации оказывают внешние факторы, например, воспитание, влияние педагогов или  тренера.

Мотивация занимает особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности, она побуждает людей заниматься спортом. Спорт имеет много общего с понятием игра. Человека влекут не какие-то обстоятельства, например, требующиеся для трудовой деятельности, а чувство удовлетворения, которое связано с участием в этой игре. Так и к спорту индивид испытывает потребности, которые вызываются самой спортивной деятельностью и успехами.  [8, с.54]

Мотивы, которые влекут человека заниматься спортом, весьма просты. Это, во-первых, потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности. Во-вторых, потребность в эстетическом наслаждении своей красотой, силой, ловкостью, гибкостью, быстротой. В-третьих, это потребность доказывать своё спортивное мастерство и стремление к победе. А так же потребность в самовыражении, стремление к общественному признанию и славе. [10, с.65]

Общественный мотив – это осознанность общественной значимости спортивной деятельности. Люди с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие цели, они увлечены спортом, а мотив самоуважения характеризуется высокой ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.

      Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е. Г. Знаменской: «спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований» [15,с.108].

Как показывают практические исследования различных психологов, контакт с противниками или партнёрами так же является важной мотивацией в спорте. Бывают три вида контактов: непосредственные (в борьбе, боксе), опосредованные (волейбол, футбол, баскетбол) и условные (плавание, спортивная гимнастика).  [3,с.68].

Итак, можно сказать, что блок мотиваций выполняет следующие функции:

  1. Является пусковым механизмом деятельности.
  2. Поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
  3. Регулирует содержание активности для достижения нужных результатов. [8,с.115].

Так, как мотивация формируется с раннего детства, а спортивная мотивация с приходом ребенка в секцию, то нужно рассмотреть мотивационную сферу подростков, в связи с тем, что в подростковом возрасте уже сформированы определенные потребности.

 

 

2.2. Мотивация занятием спорта у спортсменов в подростковом возрасте

 

 

В подростковом возрасте проявляются сильные и напряжённые потребности, одна из которых – самореализация, которая связана с развитием личностной рефлексии. Она реализуется в  самоанализе и выработке представления о себе.

В этот пункт так же входит и потребность у некоторых подростков к спорту. Это, во-первых, зависит от личных интересов и особенностей личности, а, во-вторых, от мировоззрения и потребностей.

Можно выделить несколько черт личности, которые присущи спортсменам.

  1. Агрессивность.

В таких видах спорта, где требуется физический контакт, физическая агрессивность, которую контролирует человек, необходимое качество для победы.

  1. Авторитарность.

Такие спортсмены легко принимают все ограничения и указания тренера. Они настойчивы и агрессивны. Люди, у которых авторитарность низкая, часто неохотно подчиняются тренеру, неуверенны в себе, скромны.

  1. Стремление к достижениям.
  2. Эмоциональная устойчивость и самоконтроль.
  3. Волевые качества личности.

Здесь важны сила воли, трудолюбие, настойчивость, решительность, смелость и др. [16]

В наше время наиболее доступными являются уличные виды спорта, которые не требуют специальных оснащённых площадок, снаряжения или частых тренировок. Каждый человека занимается для своего удовольствия, для себя, чтобы просто провести время или же поиграть в те спортивные игры, которые он любит. 

Причины, по которым подросток занимается определённым видом спорта, могут быть различными. Мотивы могут быть связаны не только  с тем, что подросток становится членом какой-нибудь команды, но и сам интерес к этой игре.  [17,с.115].

Уличные командные игры – это социальное явление, средство для физического и культурного воспитания молодого поколения, а так же альтернатива реальным социальным пороком, которым подвержена молодёжь. Например, курение, алкоголь, наркотики – всё это не может сочетаться с уличным спортом, который требует физической подготовки и хорошего здоровья.

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов:

  1. Мотивы осознаваемые и неосознаваемые.
  2. Мотивы, источником которых являются апсихологические, физиологические и социальные потребности.
  3. Группа мотивов, которые формируются под воздействием опыта и общения с другими людьми.[3,с.44]. 

В жизни подростка происходят изменения, поэтому меняются его потребности и мотивы. Сначала его деятельность изменяется незначительно – он выступает среди зрителей или друзей. Это его просто возбуждает. Затем он начинает оценивать задачи, учитывая то, насколько они для него интересны. Появляется сложная система мотивов, в которых потребности в успехе связаны с личными и социальными потребностями. [9, с.99-103].

 

 

Выводы по второй главе.

 

Подводя итоги можно сказать, что спорт – это деятельность человека, связанная с физическим напряжением и сохранением у спортсменов мотивации к ежедневным нагрузкам. Эта деятельность приводит к формированию важных психических качеств, как для данного спорта, так и для повседневной жизни.

Можно выделить несколько черт личности, которые присущи спортсменам.

  1. Агрессивность.

В таких видах спорта, где требуется физический контакт, физическая агрессивность, которую контролирует человек, необходимое качество для победы.

  1. Авторитарность.

Такие спортсмены легко принимают все ограничения и указания тренера. Они настойчивы и агрессивны. Люди, у которых авторитарность низкая, часто неохотно подчиняются тренеру, неуверенны в себе, скромны.

  1. Стремление к достижениям.
  2. Эмоциональная устойчивость и самоконтроль.
  3. Волевые качества личности.

Здесь важны сила воли, трудолюбие, настойчивость, решительность, смелость и др.

Уличные командные игры – это социальное явление, средство для физического и культурного воспитания молодого поколения, а так же альтернатива реальным социальным пороком, которым подвержена молодёжь. Например, курение, алкоголь, наркотики – всё это не может сочетаться с уличным спортом, который требует физической подготовки и хорошего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия, как , как мотивация, потребность, мотив. Так же рассмотрены виды мотивации и виды стимулов. Изучены основные психологические особенности личности спортсменов и мотивация подростков к занятию спортом.

Мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности, которые ориентируют на достижение каких-то определённых целей.

Потребности могут быть приобретёнными и врождёнными, естественными или социальными, нематериальными и материальными

Никакие цели, установленные извне, не вызывают у человека заинтересованности, и он не будет прилагать активных усилий, пока это не превратится в его «внутреннюю» цель.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:

  1. Минимальный – обеспечивает выживание в мире.
  2. Нормальный – поддерживает у человека способность трудиться с должной отдачей.
  3. Уровень роскоши, когда удовлетворения своих потребностей служит самоцелью или средством демонстрации положения в обществе.

Мотив – это психологические причины, которые побуждают человека к действиям, которые направлены на удовлетворения потребностей.

Так же различается материальная, трудовая, статусная, нормативная,, принудительная, мотивации; стимулирование, внутренняя и внешняя мотивации,  положительная и отрицательная мотивация.

Стимулирование – это создание условий, которые позволяют человеку работать эффективнее и намного производительнее. 

Стимул – это внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию или какое-нибудь действие.

Подводя итоги можно сказать, что спорт – это деятельность человека, связанная с физическим напряжением и сохранением у спортсменов мотивации к ежедневным нагрузкам. Эта деятельность приводит к формированию важных психических качеств, как для данного спорта, так и для повседневной жизни.

Можно выделить несколько черт личности, которые присущи спортсменам.

  1. Агрессивность.

В таких видах спорта, где требуется физический контакт, физическая агрессивность, которую контролирует человек, необходимое качество для победы.

  1. Авторитарность.

Такие спортсмены легко принимают все ограничения и указания тренера. Они настойчивы и агрессивны. Люди, у которых авторитарность низкая, часто неохотно подчиняются тренеру, неуверенны в себе, скромны.

  1. Стремление к достижениям.
  2. Эмоциональная устойчивость и самоконтроль.
  3. Волевые качества личности.

Здесь важны сила воли, трудолюбие, настойчивость, решительность, смелость и др.

Уличные командные игры – это социальное явление, средство для физического и культурного воспитания молодого поколения, а так же альтернатива реальным социальным пороком, которым подвержена молодёжь. Например, курение, алкоголь, наркотики – всё это не может сочетаться с уличным спортом, который требует физической подготовки и хорошего здоровья.

Информация о работе Психология спортивной деятельности