Психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы и ответы к экзамену по Психологии Труда

Содержание

1.Предмет и задачи психологии труда.
2.Методы исследования в психологии труда
3. История развития психологии труда.
4.Место психологии труда в системе наук.
5.Общая характеристика труда
6.Психологическая структура профессиональной деятельности.
7.Основные виды профессиональной деятельности.
8.Эргатическая система и эргатические функции.
9. Трудовой пост в организации и его компоненты.
10.Человек как субъект труда.
11.Социальная группа как субъект труда.
12.Развитие человека как субъекта труда.
13.Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.
16.Психические состояния человека в труде.
17.Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
18.Психологическая характеристика профессии и профессионализма
19.Сущность,принципы и необходимость профессионального психологического отбора.
20.Виды и методы психологического описания профессий.
21.Профессиограмма, ее функции и содержание.
22. Сущность психологической готовности к труду.
23.Профессиональный отбор.
24.Профессиональная ориентация.
25.Проессиональная аттестация.
26.Профессиональная адаптация.
27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
28.Психологические причины профессионального стресса и средства его коррекции.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
30.Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда.
31.Операционаня сфера профессионального труда.
32.Ассоциативно-рефлекторная теории профессионального труда.
33.Психология организации режима труда и отдыха.
34.Психологическая сущность трудовой экспертизы.
35.Пихологические условия рационализации трудовой деятельности.
36.Способности как фактор профессиональной деятельности.
37.Понятие и психологическая характеристика профессионально важных качеств личности человека.
38.Физиологические основы трудовых процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Труда_Травина.doc

— 593.50 Кб (Скачать файл)

Психология труда  Травина Светлана

1.Предмет и задачи  психологии труда.

        2.Методы исследования в психологии труда

        3. История развития психологии труда.

4.Место психологии  труда в системе наук.

       5.Общая характеристика труда

6.Психологическая структура профессиональной деятельности.

7.Основные виды профессиональной  деятельности.

8.Эргатическая система  и эргатические функции.

       9. Трудовой пост в организации и его компоненты.

10.Человек как субъект  труда. 

11.Социальная группа  как субъект труда.

12.Развитие  человека  как субъекта труда.

13.Когнитивные процессы  в структуре профессиональной  деятельности

14.Регулятивные процессы  в структуре профессиональной  деятельности.

15.Коммуникативные процессы  в структуре профессиональной  деятельности.

16.Психические состояния  человека в труде.

17.Трудовая мотивация  и удовлетворенность трудом

18.Психологическая характеристика  профессии и профессионализма 

19.Сущность,принципы и  необходимость профессионального  психологического отбора.

20.Виды и методы психологического описания профессий.

21.Профессиограмма, ее  функции и содержание.

22. Сущность психологической  готовности к труду.

23.Профессиональный отбор.

24.Профессиональная ориентация.

25.Проессиональная аттестация.

26.Профессиональная адаптация.

27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

28.Психологические причины  профессионального стресса и  средства его коррекции.

29. Особенности и виды  профессиональных конфликтов.

30.Влияние производственной  и социальной среды на безопасность  труда.

31.Операционаня сфера профессионального труда.

32.Ассоциативно-рефлекторная  теории профессионального труда.

33.Психология организации  режима труда и отдыха.

34.Психологическая сущность  трудовой экспертизы.

35.Пихологические условия  рационализации трудовой деятельности.

36.Способности как  фактор профессиональной деятельности.

37.Понятие и психологическая  характеристика профессионально  важных качеств личности человека.

38.Физиологические основы  трудовых процессов.

 

 

 

 

1.Предмет и задачи  психологии труда.

Предметом психологии труда являются психологические аспекты трудовой деятельности, а именно: 
проблемы научной организации труда; 
вопросы профессионального отбора и профессиональной ориентации; 
методы борьбы с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т.д.

Главные задачи психологии труда:

1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

2) улучшение условий жизни работников;

3) улучшение условий рабочей деятельности;

4) минимизация аварийных ситуаций;

5) выработка наиболее приемлемого метода управления;

6) планирование тактики и стратегии управления;

7) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства;

8) психологическая помощь работникам предприятия;

9) превентивная психологическая работа, направленная на формирование здорового образа жизни;

10) разработка основных критериев приема на работу;

11) разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;

12) рациональная перестройка и обновление профессий. Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям. Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

      2.Методы исследования в психологии труда

Основные  методы психологии труда:

1) тестирование;

2) включенное и не включенное наблюдение;

3) беседа;

4) интервью и опросы;

5) тренинги;

6) ролевые игры;

7) анализ и синтез информации.

     3. История развития психологии труда.

Психология  труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая из этих дисциплин  добавляла свои аспекты, что отразилось в формулировке задач психологии труда. Изначально предпосылкой для предоставления штатного места для специалистов в этой области явились расчеты, подтверждающие необходимость и экономическую выгоду для организации деятельности такого сотрудника. Психология труда опирается на многие дисциплины и может считаться мультидисциплинар-ной отраслью психологии. Можно сказать, что труд как деятельность по созданию материальных благ рассматривался Марксом в качестве главного развивающего фактора в становлении человека разумного.

Психология  труда начала формироваться в конце XIX – начале XX вв. в связи с началом научного подхода к организации труда, что в свою очередь было вызвано ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку. Основоположником считается У. Д. Скотт, который предложил использовать психологию в рекламном деле и кадровом отборе. Затем появилась книга Г. Мюн-стерберга «Психология эффективного производства» (1913). Г. Мюнстерберг считал наиболее эффективным методом отбора кадров тестирование и доказывал это в своих работах. Большое влияние на формирование психологии труда в России имели работы И. М. Сеченова «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Очерк рабочих движений человека» (1901), работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Психотехника  как наука возникла в начале ХХ в. Ее задачи во многом совпадают с  задачами психологии труда. Особое значение психотехника имела в период Первой мировой войны как наука о  профессиональном отборе людей на основе определенных критериев, в данном случае – в интересах армии и военного производства. Вопросы профессионального отбора на первых порах были главной задачей психологии труда. Выработка критериев приема на работу, анализ различий в производительности труда у работников с примерно одинаковыми знаниями, умениями и навыками, но с разной отдачей и вовлеченностью в процесс производства нашел отражение в понятии профессиональные способности.

Психология  труда накапливала теоретическую  и практическую базу, изучала человека как субъекта и объекта трудовой деятельности, характерные особенности индивида труда, культуру и субкультуру разных профессий, причины профессионального выбора, закономерности и механизмы осуществления трудовой деятельности.

 

 

4.Место психологии  труда в системе наук.

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе  наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными  науками.

Психология  интегрирует знания всех научных  дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Б.Г. Ананьев  рассмотрел связи психологии с другими  науками в контексте разработанной  им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанные с ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию); 4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с техническими науками (через инженерную психологию). Согласно Ломову, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял отношения психологии с философией и математикой.

Взаимосвязи психологии труда с другими науками  имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история  и другие общественные науки имеют  точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.

Связь психологии труда с естественными науками  обусловлена тем, что человек, изучаемый  в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся  законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». В инженерной психологии главный субъект труда – это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

     5.Общая характеристика труда

Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

 

Существуют различные виды труда, все их многообразие классифицируют по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по методам привлечения людей к труду.

В зависимости от содержания труда  различают следующие его виды:

1) умственный и физический труд;

2) простой и сложный труд. Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;

3) функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;

4) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.

В зависимости от характера труда различают:

1) конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд – это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд – это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;

2) индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;

3) частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;

4) наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.

В зависимости от результатов труда  выделяют следующие его виды:

1) живой и прошлый труд. Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;

2) производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

Информация о работе Психология труда