Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:38, шпаргалка
Вопросы и ответы к экзамену по Психологии Труда
1.Предмет и задачи психологии труда.
2.Методы исследования в психологии труда
3. История развития психологии труда.
4.Место психологии труда в системе наук.
5.Общая характеристика труда
6.Психологическая структура профессиональной деятельности.
7.Основные виды профессиональной деятельности.
8.Эргатическая система и эргатические функции.
9. Трудовой пост в организации и его компоненты.
10.Человек как субъект труда.
11.Социальная группа как субъект труда.
12.Развитие человека как субъекта труда.
13.Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.
16.Психические состояния человека в труде.
17.Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
18.Психологическая характеристика профессии и профессионализма
19.Сущность,принципы и необходимость профессионального психологического отбора.
20.Виды и методы психологического описания профессий.
21.Профессиограмма, ее функции и содержание.
22. Сущность психологической готовности к труду.
23.Профессиональный отбор.
24.Профессиональная ориентация.
25.Проессиональная аттестация.
26.Профессиональная адаптация.
27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
28.Психологические причины профессионального стресса и средства его коррекции.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
30.Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда.
31.Операционаня сфера профессионального труда.
32.Ассоциативно-рефлекторная теории профессионального труда.
33.Психология организации режима труда и отдыха.
34.Психологическая сущность трудовой экспертизы.
35.Пихологические условия рационализации трудовой деятельности.
36.Способности как фактор профессиональной деятельности.
37.Понятие и психологическая характеристика профессионально важных качеств личности человека.
38.Физиологические основы трудовых процессов.
Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.
Способность
противостоять отвлекающим
6. Распределение, т.е. способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.
В сложных
современных видах труда
Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.
Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один – автоматизирован. Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания – сочетание переключения и распределения.
Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности – внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности личности в данном виде профессиональной деятельности), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Другое полярное свойство часто называют невнимательностью. Психологу труда важно знать не только, каков уровень сформированности внимательности у работника, но и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку внимание связано со всеми когнитивными и регулятивными процессами в трудовой деятельности.
В большей степени, чем другие функции, внимание реагирует на состояния утомления, стресса, монотонии. При этих состояниях наблюдается прогрессирующее снижение активности внимания. Вместе с тем высокая мотивация деятельности оказывает мощное компенсирующее влияние на сохранность внимания даже в самых неблагоприятных условиях.
Правильная тренировка внимания в трудовой деятельности заключается в формировании оптимальных схем организации этого процесса в конкретных условиях. При изменении условий происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение и переучивание той или иной деятельности заключаются в усвоении работником новой системы организации внимания.
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
Особенности регулятивных процессов. Когнитивные процессы являются одним из классов психических процессов, обеспечивающих профессиональную деятельность. Наличия только когнитивных процессов недостаточно для организации целостной деятельности. Организация деятельности, ее построение и реализация – очень сложная и вполне самостоятельная задача, поэтому она требует специальных средств ее решения, специальных психических процессов, направленных на это. В особой мере это относится к субъект-субъектным видам деятельности, поскольку именно они характеризуются наибольшей степенью сложности. Деятельность не может реализовываться автоматически, не будучи снабженной специальными психическими процессами, обеспечивающими ее регуляцию. Данные процессы называются регулятивными.
А.В. Карпов выделяет следующие регулятивные процессы: целеобразование, планирование, прогнозирование, антиципация, принятие решения, самоконтроль, самопрограммирование, коррекция.
Любая деятельность направлена на достижение определенной цели, однако это возможно лишь в том случае, если сама цель будет сформулирована человеком, т.е. будет реализован специальный и очень сложный процесс целеобразования. Кроме того, любая деятельность немыслима без плана, что требует реализации другого, также очень сложного, специального процесса – планирования.
Построение
деятельности предполагает необходимость
прогноза изменений среды и, следовательно,
требует реализации процесса прогнозирования. Процесс прогнозирования
во многом сходен с процессом антиципации –
Рассмотрим
общие психологические
1. Регулятивным процессам присущи все те основные свойства, которыми характеризуются другие классы психических процессов: идеальность, целенаправленность, субъективность, предметность. А.В. Карпов характеризует еще одну особенность регулятивных процессов: они синтетичны, т.е. комплексны и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных. Например, процесс принятия решения требует от человека реализации всех его познавательных процессов: восприятия информации, актуализации информации прошлого опыта (памяти), мысленной ее переработки, подключения мышления. Однако он не исчерпывается только когнитивными процессами, только рациональными механизмами. Хорошо известна та роль, которую играют в процессах принятия решения, особенно в трудных или критически важных жизненных ситуациях, эмоциональные и волевые факторы, мотивация личности. Синтетичность состава регулятивных процессов – характернейшая их черта, в силу чего эти процессы обозначают понятием интегральных процессов психической регуляции деятельности.
2. Другая
характерная черта
3. Каждый
регулятивный процесс
4. Любой
интегральный процесс имеет
5. Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Эта связь проявляется в том, что индивидуальная мера развития каждого из них сама по себе выступает как личностное качество. Свидетельством этого выступает совокупность психологических понятий, обозначающих личностные качества, производные от каждого из интегральных процессов: целенаправленность и целеустремленность личности, ее прогностичность (дальновидность), решительность, способность к планированию, самодисциплина (самоконтролируемость) и др. Наоборот, недостаточное развитие этих процессов обозначается другими, негативными, но также производными от интегральных процессов свойствами личности: разбросанностью, «близорукостью», нерешительностью, спонтанностью, отсутствием внутренней дисциплины и др.
Наряду
с общими свойствами А.В. Карпов характеризует
и специфические особенности, присущие
отдельному регулятивному интегральному
процессу, которые определяют своеобразие
каждого из них. Так, процесс целеобразования
Существуют три основные формы субъективных целей: цель-образ, цель-результат и цель – уровень достижений (А.В. Карпов). Цель-образ – это идеальное представление будущего результата деятельности, образ этого результата, складывающийся до начала деятельности; это своего рода мысленная картинка того продукта, который должен быть получен в конце деятельности. Однако далеко не всегда цель может быть сформулирована в этом виде. Более распространенной является форма цели-результата. Например, типичной для руководителя является цель выполнения планового задания. Эту цель невозможно представить в виде какого-либо наглядного или мысленного образа; она предстает как совокупность некоторых, в том числе количественно выраженных и словесно представленных, требований к параметрам деятельности («обеспечить выпуск такого-то количества продукции в такие-то сроки и с такими-то параметрами и издержками»).
Цель складывается до начала деятельности, а затем удерживается памятью в процессе деятельности, регулирует и направляет ее. Идеальный образ – представление будущего результата – является важнейшим регулятором деятельности. Как правило, в своей деятельности субъект преследует не одну, а множество различных целей. В связи с этим возникает необходимость соорганизации различных целей. Упорядочивание целей происходит по их объективной и субъективной значимости – приоритетности. Общая и конкретные цели выстраиваются в определенную иерархию, образуя систему целей, в которой они связаны и взаимосогласованы. Иерархичность системы целей – важное условие придания целостности, организованности всей деятельности, поведению.
Ключевым моментом целеобразования является механизм возникновения – порождения целей. Его обозначают как механизм генерации субъективных целей. Существуют два основных способа задания целей: 1) нормативное задание целей, когда они уже в готовом виде «доводятся» до субъекта; этот способ обозначается как механизм принудительного целеобразования; 2) цели могут генерироваться не нормативно, а являться продуктом активной инициативы самого человека, это добровольные цели.
Процессы прогнозирования и
Важное место в структуре деятельности занимают и такие регулятивные процессы, как планирование и связанное с ним программирование. План – это своеобразный мост от принятия решения об общих целях деятельности и ее основных требований к конкретной программе их реализации. Планирование может быть краткосрочным и перспективным; может выступать либо в относительно жестком (алгоритмизированном), либо в «мягком» виде – гибкое, или вариативное, планирование. Оно может быть либо детализированным и конкретным, либо намеренно обобщенным; может различаться по своему объекту: в деятельности руководителя оно может предполагать либо плановое распределение задач среди подчиненных, либо направляться на упорядочивание производственного процесса. Наконец, оно может носить индивидуальный характер либо быть коллективным. В любом случае план так же, как и цель, формулируется до начала деятельности или ее отдельных этапов, и поэтому сначала он выступает в идеальной форме. Однако в отличие от цели, отражающей представления о будущем результате деятельности, в плане отражаются стратегия и тактика процесса ее осуществления. Следовательно, основная функция планирования – это пространственно-временное упорядочивание деятельности, выработка общих ориентиров деятельности и конкретных средств реализации ее целей и подцелей (А.В. Карпов).