Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:38, шпаргалка
Вопросы и ответы к экзамену по Психологии Труда
1.Предмет и задачи психологии труда.
2.Методы исследования в психологии труда
3. История развития психологии труда.
4.Место психологии труда в системе наук.
5.Общая характеристика труда
6.Психологическая структура профессиональной деятельности.
7.Основные виды профессиональной деятельности.
8.Эргатическая система и эргатические функции.
9. Трудовой пост в организации и его компоненты.
10.Человек как субъект труда.
11.Социальная группа как субъект труда.
12.Развитие человека как субъекта труда.
13.Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
14.Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.
16.Психические состояния человека в труде.
17.Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
18.Психологическая характеристика профессии и профессионализма
19.Сущность,принципы и необходимость профессионального психологического отбора.
20.Виды и методы психологического описания профессий.
21.Профессиограмма, ее функции и содержание.
22. Сущность психологической готовности к труду.
23.Профессиональный отбор.
24.Профессиональная ориентация.
25.Проессиональная аттестация.
26.Профессиональная адаптация.
27.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
28.Психологические причины профессионального стресса и средства его коррекции.
29. Особенности и виды профессиональных конфликтов.
30.Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда.
31.Операционаня сфера профессионального труда.
32.Ассоциативно-рефлекторная теории профессионального труда.
33.Психология организации режима труда и отдыха.
34.Психологическая сущность трудовой экспертизы.
35.Пихологические условия рационализации трудовой деятельности.
36.Способности как фактор профессиональной деятельности.
37.Понятие и психологическая характеристика профессионально важных качеств личности человека.
38.Физиологические основы трудовых процессов.
Главным противоречием
процесса планирования и потому главной
его трудностью является антагонизм
между двумя основными
Отличительной особенностью планов в сложных видах деятельности является их иерархичность. Этим свойством процессы планирования отличаются от очень сходных с ними, но более частных процессов программирования. План в начале его разработки определяет не столько конкретную жесткую последовательность действий, сколько их общую структуру, т.е. то, что и как должно быть реализовано. Иерархия этих мероприятий определяет затем последовательность исполнительских действий. Программа же деятельности – это уже выстроенная вдоль оси времени конкретная цепь действий, их алгоритм. Программа отличается от плана тем, что она имеет одномерную, а не иерархическую структуру, поэтому существует положение, согласно которому процесс программирования есть не что иное, как завершающий этап процесса планирования. Сама же программа есть окончательный результат, продукт процесса планирования.
Особую значимость для организации любой деятельности имеет процесс принятия решения. Если все иные процессы оказывают более или менее сильное влияние на деятельность, то именно процессы принятия решения – по самому смыслу данного понятия – оказывают на нее решающее, определяющее влияние. Процесс принятия решения в профессиональной деятельности определяется как любой выбор одного из альтернативных способов выхода из ситуаций неопределенности и его реализации в исполнительских действиях субъекта (А.В. Карпов).
Необходимость
в процессах принятия решения
возникает под влиянием многочисленных
факторов как внешнего, так и внутреннего
свойства. Наиболее важными среди
них считаются факторы
Для всех
типов процессов принятия решения
характерно наличие инвариантной (формальной)
структуры основных компонентов, включающей
в себя информационную основу, правила,
критерии, альтернативы, способы и гипотезы. Информационная
основа – это совокупность данных,
на основе которых осуществляются выработка
и принятие решения.Правила решения представляют собой
различные требования, нормативные предписания,
условия и ограничения, которые необходимо
учитывать в процессе его выработки и
которые поэтому выступают в качестве
основных регуляторов данного процесса. Критерий является
своеобразной формой конкретизации в
решении общей цели деятельности и наиболее
важным фактором, который должен быть
обеспечен в результате решения. Способы – это конкретные процедуры,
тактики подготовки и принятия решения. Альтернативамиобознач
Процесс принятия решения характеризуется как сложный, состоящий из нескольких этапов (по А.В. Карпову). Первым его этапом является определение проблемной ситуации, предполагающее диагностику (т.е. выявление ситуации как таковой, определение ее зоны); установление взаимосвязей с другими сторонами деятельности; характеристику особенностей ее содержания, выявление ее ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения в ней.
Анализ содержания проблемной ситуации включает три основных аспекта: 1) информационный анализ ситуации с целью уменьшения (редукции) ее неопределенности и приведения к виду, более доступному для контроля над ней; важным при этом является поиск и обнаружение скрытых (имплицитных) параметров ситуации; 2) определение основных ограничивающих факторов, которые обычно и порождают проблему, требующую принятия решения; 3) формулировку основных требований к решению – его критериев, которые будут положены в основу выбора одного из нескольких альтернативных вариантов.
Второй этап процесса принятия решения – формулировка альтернатив – включает в себя поиск, выявление, а также генерацию новых, т.е. не заданных нормативно, возможных выходов из проблемной ситуации. Итоговое качество решений является прямой функцией количества альтернатив, сформулированных на этой стадии. Часто (особенно в простых, стереотипных ситуациях) данный этап не выражен и не осознается субъектом как самостоятельный и важный, поскольку необходимая альтернатива представляется ему достаточно очевидной.
На третьем этапе оценки альтернатив по системе сформулированных критериев и в соответствии с основными целями деятельности проводится многоаспектное рассмотрение преимуществ и недостатков каждого альтернативного варианта. Данный этап называется также фазой взвешивания альтернатив.
Четвертый этап – выбор альтернативы – является основным во всей структуре процесса принятия решения, поскольку на нем осуществляется собственно принятие решения. Основным нормативным принципом данного этапа выступает постулат максимизации: следует выбирать ту альтернативу, которая имеет наибольшую интегральную полезность, т.е. ту, которая максимизирует возможные выигрыши и одновременно минимизирует ожидаемые проигрыши, убытки.
После выбора альтернативы необходима разработка определенных способов, направленных на ее осуществление. Обычно на этапе реализации принятого решения альтернатива, принятая в результате решения, подвергается дополнительной конкретизации и приводится в вид, допускающий наиболее эффективную реализацию.
Любое решение предполагает необходимость обратной связи с его результатами. Лишь в этом случае деятельность может быть эффективной и результативной, появляется возможность извлечения и накопления опыта профессиональных решений. Лишь при условии контроля за решениями и получения информации об их результатах возможны коррекция принятых и (или) принятие новых решений, если прежние оказались неверными. Оценка и коррекция осуществляются путем сличения полученных результатов с теми, которые были сформулированы в качестве ожидаемых на первом этапе – этапе оценки исходной проблемной ситуации. В результате этого общая структура процесса принятия решения приобретает вид замкнутого контура, обозначаемого понятием «решенческого кольца» (А.В. Карпов).
Любое, даже
самое хорошее, обоснованное, своевременное
и обладающее всеми мыслимыми
достоинствами решение будет
бесполезным без свойства реали
Характерной особенностью процессов принятия решения в профессиональной деятельности является огромное разнообразие, многочисленность их конкретных видов, типов, форм и т.д. Эту особенность А.В. Карпов обозначает термином «полиморфизм процессов принятия решения».
Значимую и специфическую роль в структуре деятельности играет процесс самоконтроля. Благодаря этому регулятивному процессу деятельность обретает свойства саморегулируемости, адаптивности по отношению к изменениям внешних и внутренних условий ее выполнения. Формы и виды самоконтроля принято классифицировать по четырем основным принципам: временному, модальностному, структурному и принципу произвольности. В соответствии с временным принципом различают предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (заключительный) виды самоконтроля. В соответствии с модальностным принципом выделяют зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический, а также комбинированный виды самоконтроля. Они различаются по тому каналу, который обеспечивает поступление информации о результатах выполнения действий. Эта информация сличается затем с контрольными эталонами. Ведущая роль в деятельности в целом принадлежит зрительному и слуховому видам самоконтроля. В соответствии со структурным принципом виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля, физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности, психофизиологической регуляции состояний, психологическом самоконтроле деятельности, социальном контроле и самоконтроле поведения.
В соответствии с принципом произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Непроизвольный самоконтроль реализуется автоматически, без его осознания, и включен в выполнение практически всех действий. Произвольный самоконтроль, напротив, характеризуется постановкой осознаваемой цели – проконтролировать, проверить себя, поэтому он выступает в качестве вполне самостоятельных действий и их систем.
Коррекция как процесс организации деятельности наиболее специфична среди регулятивных процессов. Она завершает, замыкает собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого отдельного ее этапа. Сам результат деятельности как таковой еще не говорит о том, достигнута цель деятельности или нет. После получения результата имеют место дополнительные и сложные процессы. Так, результат должен быть вначале воспринят и получена информация о нем в процессе обратной связи. Эта информация должна быть сопоставлена с идеальной целью (процесс сличения «цель – результат»). Наконец, должно быть определено, насколько реальный результат соответствует цели. Как правило, полного соответствия между ними не бывает. В силу этого обязательным компонентом в организации деятельности является определение степени рассогласования идеальной цели и реального результата, после чего происходит коррекция – доведение реального результата до идеальной цели или до приемлемого приближения к ней. Коррекция развертывается с разной мерой выраженности в зависимости от величины обнаруживаемых рассогласований цели и результата.
Коррекция, являясь завершающим этапом одного деятельностного цикла, позволяет перейти к началу другого цикла или же показывает направления изменения первого цикла и требует возврата к его повторному осуществлению. Благодаря процессам коррекции деятельность принимает замкнутый кольцеобразный характер.
На основе процессов коррекции и через них происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности. С психологической точки зрения механизмом самообучения выступает вся система явлений, связанных с процессом коррекции: восприятие результата, обратная связь с ним; интерпретация обратносвязевой информации; ее сличение с идеальной целью; обнаружение рассогласований, определение и реализация коррекционных действий; их оценка, а также фиксация в памяти эффективных способов коррекции, а впоследствии – и профилактика ошибок (А.В. Карпов).
15.Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности.