Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:29, реферат
Современная психология – это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии, сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, политическая, возрастная психология, психология труда, психология религии, рекламы и другие.
Введение
Современная психология – это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии, сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, политическая, возрастная психология, психология труда, психология религии, рекламы и другие. Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологии связано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества. В этом ряду отраслей в последнее время возрастает теоретическое и практическое значение психологии управления.
В контрольной работе дается
определение понятия «
1. Определение
понятия «Психология
Понятие «управление» вошло
в нашу жизнь настолько прочно,
что мы иногда не задумываемся над
его точным значением. Когда речь
идет об управлении людьми, объединенными
в организацию, то ко многим другим
аспектам управленческой деятельности
присоединяется и аспект психологический,
поэтому в психологической
Для всякой науки важно
точное определение ее предмета. Понимание
предмета психологии управления, до сих
пор носит дискуссионный
Психология – это наука
о закономерностях развития и
функционирования психики как особой
формы жизнедеятельности. Точнее –
объективная наука о
Управление – это совокупность
системы скоординированных
Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
Известный американский ученый П. Друкер также дает определение понятию «управление». С его точки зрения «управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу» [5].
В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.
До начала XX века управление
не считалось самостоятельной
В 20-е гг. известный французский инженер А. Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления» [3].
Цель психологии управления – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.
Содержание психологии управления – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. Источники психологии управления:
• практика управления;
• развитие психологической науки;
• развитие социологии организаций [3,5].
Психология управления была призвана решить две задачи
1) подбор сотрудников к
функциям и друг к другу
соответственно их
2) воздействие на психику
работников через
Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.
Субъектом управления является
носитель предметно-практической деятельности,
источник управленческой активности,
направленной на определенный объект
управления. Субъектами управления может
выступать как отдельный
Объектом управления может
быть часть объективной
Между субъектом и объектом управления существуют диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту [3].
Организация – это структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижений определенных значимых целей, а также одна из функций управления.
Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:
а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы;
б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;
в) существование членов группы,
которые сознательно и
Психология управления пересекается
с различными областями психологии.
Так, например, общая психология так
же, как и психология управления,
изучает мотивацию, личность, волю,
эмоции и чувства и т.п. Но, в
отличие от общей психологии, в
которой основной проблемой является
проблема личности, в психологии управления
она рассматривается в
Общеизвестны ее связи
с общей, социальной, инженерной психологией,
эргономикой, экономической психологией,
а также с другими науками,
например философией, социологией организаций.
Среди психологических
Таким образом, психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Синонимами понятия «
Менеджмент – это управление, руководство, дирекция, администрация. Субъект, осуществляющий управленческие функции, называется менеджер. Слово «менеджер» прочно вошло в практику и зарубежного и отечественного управления [5].
Деятельность современного
менеджера непосредственно
Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций; стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом.
Когда говорится о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике, то подразумевают;
– высших управляющих – высшее звено обусловливает общее движение организации, ее изменчивость и направления развития;
– менеджеров среднего звена, подчиненных дирекции – создает жизнеспособную структуру, действующую в целостности относительной стабильности связей;
– низовых управляющих (руководителей отделов и цехов) – низовое звено обеспечивает устойчивость определенных параметров системы.
В этой связи становится понятым,
что «нет существенных различий между
руководителями и управляющими, администраторами
и начальниками. Общим для них
является то, что все они выполняют
определенные функции, добиваясь результатов
посредством создания необходимых
условий для эффективной
Система управленческой деятельности опирается на два социально-психологических феномена:
• собственно управление, т.е. целенаправленное воздействие на определенный объект;
• подчинение, т.е. восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт само чувство подчинения переживается разными людьми не одинаково.
Мананникова, Е.Н. в учебном
пособии «Психология
• строптивое: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение; для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
• равнодушное: работник вполне удовлетворен своим положением, так как это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
• инициативное: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета [3].
Руководитель и подчиненный не могут существовать друг от друга, поэтому должна быть система согласованной деятельности, опирающаяся на повторяющиеся циклы получения и переработки информации, и обеспечивающаяся за счет организации, регулирования, планирования и контроля. Это и есть сущность или содержательная сторона управления в поддержании целостности, достижении целей, развитии организации.
Из всего выше сказанного, следует, что психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
2. Предмет и задачи психологии управления
Понимание управления как профессии, основывающейся на всевозможных достижениях междисциплинарной области научного и практического знаний, занимает прочное место в современном обществе. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:
овладеть теоретическими основами рационального управления, т.е. наукой управления;
уметь творчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления. Первая задача решается в процессе обучения, вторая – в процессе практической деятельности [6].
Деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций, это и есть предмет психологии управления.
Предметом психологии управления
являются психологические аспекты
процесса руководства различными видами
совместной деятельности и межличностного
общения в организациях, т.е. психологические
аспекты управленческих отношений.
Конкретное проявление предмета психологии
управления может быть представлено
в следующих уровнях психолого-
1. Психологические аспекты деятельности руководителя:
• психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
• психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
• психологические аспекты принятия управленческого решения;
• индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.
2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:
• возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
• закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
• закономерности формирования
оптимальных межличностных
• формальная и неформальная структуры организации;
• мотивация труда членов организации;
• ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.
3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:
• проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
• проблемы управленческого общения;
• оптимизация взаимоотношений
в звене «руководитель –
• информированность как фактор повышения эффективного управления.
Основополагающее внимание
руководители обращено на принятие решений
по всем принципиальным и стратегическим
задачам, координации работы исполнителей,
осуществлению подбора и
Основной задачей руководителя является общее руководство процессом функционирования и развития системы управления.
Под системой управления, понимают
как целостно-организационное