Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 04:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: Изучить Трудовой коллектив как объект управления, этапы развития трудового коллектива, динамика группового развития и показатели сплоченности трудового коллектива

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Трудовой коллектив как объект управления……………………………….4

Этапы развития трудового коллектива
Динамика группового развития и показатели………………………….……6

сплоченности трудового коллектива.
Заключение…………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

психологиия управления.docx

— 34.60 Кб (Скачать файл)

Пятая, завершающая стадия характеризуется постепенным снижением  уровня баланса "сплоченность-напряжение" и сконцентрированностью на "отделочных работах", связанных с общей целью, а также на ритуальных и эмоциональных аспектах завершения жизненного цикла группы.

Сплоченность  трудового коллектива 

 

Социально-экономическая  эффективность деятельности предприятий  в значительной степени зависит  от их внутриколлективной сплоченности, представляющей собой единство поведения членов коллектива, основанное на общности интересов, ценностей, норм поведения. Единство поведения означает слаженность действий членов коллектива при выполнении общих задач и реализации общеколлективных целей. Условием, при котором единство характеризует именно сплоченность членов коллектива, является возможность у работников выбора тех или иных вариантов поведения, свобода выбора действий.

Сплоченность трудового  коллектива проявляется в сработанности, ответственности и обязательности его членов друг перед другом, согласованности  действий и взаимной помощи в ходе выполнения производственных заданий. Внутри-коллективная сплоченность является важнейшей интегративной характеристикой коллектива, свидетельствующей об уровне его социального развития.

Процесс сплочения трудового коллектива — это формирование и поддержание единства интересов, ценностей и поведения всех его членов в ходе трудовой деятельности. Сплочению противостоит разобщение коллектива и развитие в нем конфликтных ситуаций. Особое место внутриколлективного сплочения в системе других социальных процессов в сфере труда определяется тем, что сплоченность выступает условием эффективной работы «совокупного работника» и представляет собой один из важнейших элементов трудового потенциала коллектива.  

 

Сплоченность трудового  коллектива включает в себя ценностно-ориентационное и предметно-деятельностное единство. Ценностно-ориентационное единство предполагает сочетание коллективных и индивидуальных ценностей, норм поведения, оценок по отношению к наиболее важным для коллектива сторонам совместной работы, В основе такого сочетания лежит взаимодействие между членами коллектива через обмен ценностями, или ценностный обмен. В качестве ценностей выступают производственные задания, личностные свойства руководящих и рядовых работников (предприимчивость, инициативность, организаторские способности, дисциплинированность, ответственность и др.), профессиональный опыт, специальная подготовка, т. е. все те характеристики, которые важны для эффективной работы всего коллектива.

Ценностно-ориентационное единство должно реализовываться в предметно-деятельностном единстве, т. е. в единстве поведения всех членов коллектива в общем трудовом процессе. Единство поведения означает не единообразное поведение, а слаженность и согласованность действий, выполнение каждым работником своих обязанностей для достижения общих целей.

Важное значение приобретает культура дискуссий и споров, которая включает в себя умение выслушивать аргументы других, доказательно возражать и отстаивать свою точку зрения, терпимость к чужим мнениям. Промышленной социологией и социологией труда этот процесс изучен менее, чем другие социальные процессы на производстве, такие, как, например, трудовая адаптация, мобильность рабочей силы, мотивация, руководство. Сплоченность является важнейшей, но не единственной характеристикой внутриколлективных трудовых отношений. Совместный труд предполагает состязательность между работниками, что рождает в коллективах соревнование, соперничество. Поэтому другими важнейшими проявлениями трудовых отношений наряду с сотрудничеством и взаимопомощью являются отношения состязательности и соперничества. 

Отношения соревнования, отношения  состязательности, соперничества существуют наряду с отношениями сотрудничества и взаимопомощи. Вместе они образуют единство, взаимопроникая и дополняя друг друга, характеризуя внутриколлективные трудовые отношения. 

 

В зависимости от уровня сплоченности различают несколько  типов первичных коллективов: сплоченные, расчлененные и разобщенные коллективы.

Характерными признаками сплоченного коллектива являются стабильность его состава, поддержание между  членами коллектива дружеских контактов  в рабочее и нерабочее время, высокий уровень трудовой дисциплины и общественной активности и как  результат этого — высокие  производственные показатели. Для сплоченного  коллектива характерно возникновение  чувства «мы — группа» в  отличие от «они — другие группы», «они — члены других групп». Формируется коллективное самосознание, т. е. осознание коллективом самого себя как общности («мы»), осознание членами коллектива своей принадлежности к нему, отличия данного коллектива от других.

Для расчлененного коллектива характерно наличие нескольких социально-психологических  групп, недружелюбно относящихся друг к другу, большой разброс в  показателях дисциплинированности и общественной активности работников. В разобщенном коллективе доминируют функциональные отношения, социально-психологические  контакты не развиты, высока текучесть, часто возникают конфликты. Для  расчлененных и разобщенных коллективов, а также для коллективов с  низким уровнем сплоченности характерны такие социально-психологические  черты, часто имеющие неосознанный характер, как конформизм, подверженность коллектива слухам, паническим настроениям, повышенная внушаемость, эмоциональная  неустойчивость, склонность к «взрывам», распространение предрассудков  и предубеждений.

В качестве конкретных показателей сплоченности рассматриваются:

 

1) уровень взаимной симпатии  в межличностных отношениях —  чем большее количество членов  группы нравятся друг другу,  тем выше ее сплоченность;

 

2) степень привлекательности  (полезности) группы для ее членов  — чем больше число тех людей,  кто удовлетворен своим пребыванием  в группе, т.е. тех, для кого  субъективная ценность приобретаемых  благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность.

 

Таким образом, можно выявить  как объективные, так и субъективные факторы групповой сплоченности. Работа по усилению сплоченности трудового  коллектива ведется в указанных  направлениях. С одной стороны, руководитель добивается однозначного толкования задач  организации, а с другой стороны, санкционирует проведение неформальных мероприятий, направленных на развитие личностных контактов между сотрудниками. Все это происходит на фоне оптимизации  социально-психологического климата  в коллективе.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив специальную литературу сделать следующие выводы:

Трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников организации для достижения определенной цели.

Качество работы трудового коллектива во многом зависит от отлаженной системы  мотивации как индивидуальной, так  и коллективной.

Для более эффективной работы трудового  коллектива, прежде всего, необходимо создать благоприятный морально – психологический климат среди  его членов.

Одна из основных задач руководителя - сплочение трудового коллектива, что и является определенным процессом  развития внутригрупповых связей.

Важным элементом деятельности организации является правильное управление трудовым коллективом, так как без  людей цели организации не будут  достигнуты.

Следовательно, формирование высокопрофессионального  трудового коллектива, создание в  нем особого морально – психологического климата довольно не простая задача для руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. -- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
  2. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». —— Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
  3. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. - СПб: Изд-во Питер, 2006. - 432 с.
  4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 528 с.

 


Информация о работе Психология управления