Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:09, реферат
Формирование личности влечет за собой развитие и познавание образа собственного тела и становление самооценки. Быть подростком значит искать ответы на вопросы: кто я, кем бы я хотел быть, чего я ст ю? Выполнение сложнейшей задачи – создание общественного и морального облика своей личности при относительно ограниченном жизненном опыте – неизбежно связано с калейдоскопом различных эмоций. Чаще всего можно наблюдать бесшабашную храбрость, психическую ранимость, чувство одиночества и резкую смену настроений. Неурядицы, которые сопровождают переход от зависимого состояния к равноправным отношениям в семье, в соединении со склонностью к экспериментированию приводят к интенсификации испытываемых потребностей, чувству незащищенности и запутанному клубку конфликтов и необходимых для развития поисков.
1.ПСИХОЛОГИЯ ЮНОСТИ:
1.1.Введение.
1.2. Социальные взаимоотношения.
1.3. Поведенческие проблемы у подростков.
1.4. Группы риска у подростков.
2.ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ:
2.1. Введение.
2.2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей.
2.3. Психологические и социальные проблемы в молодости.
2.4. Молодёжь как социальная группа.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Согласие с миром, способность быть самим собой вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Каждый молодой человек должен обрести смысл своей жизни.
Большое место в молодости занимает общение. Учебная деятельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под ее мотивом принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Исследования мотива аффилиации у студентов медицинского вуза показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, например, что учиться на отлично второкурсникам с высокой аффилиацией сложнее, чем с низкой, поскольку общение (особенно интенсивное) приводит к большим затратам их энергии и времени. Однако на четвертом курсе учиться на отлично студентам с высокой аффилиацией легче, чем с низкой, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и этот процесс стал помогать обучению. Если обнаруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Итак, потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов,— либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением.
Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение его процесса, повышает ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учёбой.
Жизненный путь профессионала (от выбора или перемены профессии до удовлетворенности самореализацией в ней или овладения ею в совершенстве) может быть разным по протяженности во времени у каждого человека, но непременно проходит через определенные фазы. Сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план - необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем.
Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации (якорей).
1. Профессиональная
2. Менеджмент. В данном случае
первостепенное значение имеют
ориентация личности на
3. Автономия (независимость). Первичная
забота для личности с этой
ориентацией — освобождение от
организационных правил, предписаний
и ограничений. Ярко выражена
потребность все делать по-
4. Стабильность. Эта карьерная ориентация
обусловлена потребностью в
5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.
6. Вызов. Основные ценности в
карьерной ориентации этого
7. Интеграция стилей жизни. Человек
ориентирован на интеграцию
8. Предпринимательство. Человек с
такой карьерной ориентацией
стремится создавать что-то
Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.
В молодости происходит осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостной оценки себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля, имеющего свои особенности.
Молодой человек имеет более или менее адекватные представления о себе, что является его реальным «Я»образом.
Реальный «Я»образ может совпадать с идеальным «Я»образом. Расхождения между реальным и идеальным «Я»образами могут приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям. Рассогласование между реальным возрастом человека и его самооценкой могут объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности (С.Н. Костромина[8])
В молодости на самооценку влияет уровень достижений личности, она повышается при успехах и понижается при неудачах.
При неудачах при «Я»-концепции необходимо:
1) Объяснить как-то свой неуспех, использую механизм рационализации
2) Использовать защитный механизм отрицания
3) Снизить уровень своих притязаний
4) Переключиться на другую деятельность, в которой возможен успех
С возрастом, приобретением опыта самооценка становится более дифференцированной. Возможно, единая «Я»¬концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга «Я»¬концепций.
«Я»концепция формируется в связи с самоактуализацией личности (красивый некрасивый, здоровый нездоровый и т. д.).
Мотивирующим стимулом развития «Я»концепции является стремление к актуализации.
В период молодости этот процесс контролируется в основном принятием личностью социальных (нравственных, культурологических и др.) понятий и ценностей. В первую очередь контролируется понятиями и ценностями социальных групп, к которой относится личность.
Так же в этот период «Я» концепция продолжает обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и rражданина.
В целостную «Я»концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. На общей самооценке отражается степень удовлетворенности своим телесным образом. Физическая привлекательность является основанием для счастья в большей мере женщиной, нежели мужчиной.
Мотивы молодых людей в основном обусловлены личными и социальными причинами:
· поиском своего места в жизни, учебой;
· выбором профессионального пути и работы;
· браком и рождением детей.
События могут быть: ожидаемыми (учеба, поиск работы и т. д.). Неожидаемые события (болезнь, разочарование в любимом и т. д.) могут пробуждать молодого человека к необдуманным поступкам. В результате может изменяться вся последующая жизнь. На своих поступках молодой человек учится принимать более взвешенные решения. Происходит становление социально зрелой личности.
Начало жизненного пути молодого человека связано с определенными планами и надеждами. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить. Мечта мечте рознь. Важно чтобы мечта была связана с реальностью и возможностью ее достижения. Не будущее вообще, а будущее, построенное на основе настоящего.
Молодые люди должны полностью взять на себя ответственность за свою жизнь, отказаться от ожидания помощи (родителей и др.). Тогда реализация собственной мечты потребует от молодого человека при строительстве взрослой жизни самостоятельности выбора жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.
Для молодёжи важно проявление самостоятельности в общественной работе. Как только она перестает быть самостоятельной, теряется всякий интерес, развитие задерживается.
Этот максимализм делается существенной чертой подхода молодого человека к жизни: нередко это видно в суждениях о человеческом поведении, оценке поступков взрослых, формах поведения и др.
Категоричность и прямолинейность оценок молодого поколения окружающего сочетаются с тем, что молодые люди демонстративно выказывают свое непринятие истин, в которых более зрелое поколение не сомневается. Простая ссылка на авторитеты их уже не удовлетворяет, они осуществляют собственный моральный и интеллектуальный поиск.
Более взрослых людей это часто раздражает. На коллизию «максимализм скепсис» накладывается сегодня перестройка общества. Отсюда повышенная критичность юных к опыту отцов.