Введение.
В настоящее время психолого-педагогическая
диагностика умственного развития детей
старшего дошкольного возраста актуальна
тем, что при правильной и профессиональной
работе педагога - психолога выявляются
не только значительные нарушения и отклонения
умственного развития детей, но и незначительные,
которые порой не заметны для воспитателя
и родителей ребёнка. Такие нарушения
могут проявляться в памяти, воображении,
мышлении. Таким образом, своевременная
диагностика может значительно улучшить
умственное развитие детей.
В данной работе рассматривается
психодиагностика — диагностика нарушений
умственного развития, раскрываются методы,
позволяющие установить наличие или отсутствие
признаков, отграничивающих умственную
отсталость от сходных с ней состояний.
Излагается история вопроса о методах
выявления умственной отсталости у детей.
Эти знания необходимы каждому педагогу,
работающему с детьми. Только квалифицированный
педагог - психолог может выявить нарушения
развития на начальных стадиях и правильно
начать их предотвращать.
Исследования ученых (Л. С. Выготский,
А. Р. Лурия, К. С. Лебединская,
В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева
и др.) дают основания относить к умственной
отсталости только те состояния, при которых
отмечается стойкое, необратимое нарушение
преимущественно познавательной деятельности,
вызванное органическим повреждением
коры головного мозга. Именно эти признаки
(стойкость, необратимость дефекта и его
органическое происхождение) должны в
первую очередь учитываться при диагностике
умственной отсталости.
Исследования А. Р. Лурия, В.
И. Лубовского, А. И. Мещерякова,
М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно
отсталых имеются довольно грубые изменения
в условно-рефлекторной деятельности,
разбалансированность процессов возбуждения
и торможения, а также нарушения взаимодействия
сигнальных систем. Все это является физиологической
основой для аномального психического
развития ребенка, включая процессы познания,
эмоции, волю, личность в целом.
Исследования психологов К. А. Вересотской, В. Г. Петровой,
Ж. И. Шиф указывают на то, что часто
восприятие умственно отсталых, страдает,
из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития
речи.
Исследования В. Г. Петровой,
Б. И. Пинского, И. М. Соловьева , Н. М. Стадненко,
Ж. И. Шиф и др., доказывают что мышление
у умственно отсталых недостаточно сформировано
и имееет своеобразные черты. Эти особенности
при обучении проявляются в замедленном
темпе узнавания, а также в том, что учащиеся
часто путают графически сходные буквы,
цифры, предметы, сходные по звучанию звуки,
слова и т. п.
Мышление является главным
инструментом познания. Оно протекает
в форме таких операций, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Глава 1
Исследование.
Объектом исследования данной
курсовой является старшая группа «Петушок»
детского сада «Теремок» г.Северобайкальска
Республики Бурятия.
Исследования основаны на
том что, многие родители не хотят признавать
какие - либо нарушения в умственном развитии
своих детей. Это конечно можно отнести
к разделу семейной психологии, типу воспитания,
виду родительской любви, так как благоприятная
среда имеет большое значение для развития личности . Поэтому
нами было предпринято решение наглядно
показать, как развивается их ребёнок.
Но умственное развитие может не только
отставать от нормы, но и опережать её.
Здесь тоже важно вовремя заметить успехи
и преуспевания своего ребёнка. И нашей
задачей было обратить внимание родителей
на умственное развитие именно своего
ребёнка.
Первым этапом нашего исследования
стало родительское собрание, на котором,
мы подробно ознакомили родителей, с тем,
что должен знать и уметь ребёнок в возрасте
5-6 лет. Познакомили родителей с новыми
изменениями в законе «Об образовании
РФ»: о дошкольном образовании, о разграничении
начального и дошкольного образования.
Данное собрание даёт возможность поближе
познакомить родителей с реальными возможностями
своего ребёнка, психикой и психологией
ребёнка.
План:
1. Знакомство
с изменениями в законе «Об образовании
РФ».
2. Доклад о мышлении детей 5-7
лет.
3. Доклад на тему «Одаренные
дети»
4. Беседа о предстоящем показе
организационно образовательной деятельности
в области «Познание» ФЭМП
5. Тест.
Конспект родительского
собрания:
1.
Знакомство с изменениями в законе
«Об образовании РФ».
1.ст.64 ФЗ об образовании
«Дошкольное образование»:
- ДО - является первоначальной
ступенью в процессе образования;
- ДО направлено на формирование
общей культуры, развитие физических,
интеллектуальны, нравственных, эстетических
и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.
Что значит предпосылок: это
умение сидеть правильно, умение слушать,
умение отвечать на поставленный вопрос
, умение работать коллективно т.д.
- образовательные программы
ДО направлены на разностороннее развитие
детей дошкольного возраста с учётом их
возрастных и интеллектуальных особенностей.
- родители имеют право на получение
методической, психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи
без взимания платы.
2.ст.66 ФЗ об образовании «Начальное
образование»
- НО направленно на формирование
личности обучающегося, развитие его индивидуальных
способностей, положительной мотивации
и умений в учебной деятельности (овладение
чтением, письмом, счетом, основными навыками
учебной деятельности, элементами теоретического
мышления, простейшими навыками самоконтроля,
культурой поведения и речи, основами
личной гигиены и здорового образа жизни).
2. Доклад о мышлении
детей 5-7 лет.
Познание ребёнка-дошкольника
значительно расширяется. Оно выходит
за пределы того, что происходит дома или
в детском саду, и охватывает более широкий
круг явлений природы и общественной жизни,
с которыми ребёнок знакомится на прогулках,
во время экскурсий или же из рассказов
взрослых, из прочитанной ему книги и т.
д.
Развитие мышления ребёнка-дошкольника
неразрывно связано с развитием его речи,
с обучением его родному языку. В умственном
развитии дошкольника всё большую роль
играют, наряду с наглядным показом, словесные
указания и объяснения родителей и воспитателей,
касающиеся не только того, что ребёнок
воспринимает в данный момент, но и предметов
и явлений, о которых ребёнок, впервые
узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако,
иметь в виду, что словесные объяснения
и указания понимаются ребёнком ,а не усваиваются
механически, лишь в том случае, если они
подкрепляются его практическим опытом,
если они находят опору в непосредственном
восприятии тех предметов и явлений, о
которых говорит воспитатель, либо в представлениях
ранее воспринимавшихся, сходных предметах
и явлениях.
Развиваются представления
о цикличности изменений это: смена времён
года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
объектов в различных воздействия (удаления
- приближения, сдавливания-растягивания),
представления о развитии (человека, животного,
птиц).
Совершенствуется обобщение,
дети группируют предметы по нескольким
признакам: цвет, форма, материал. Пример:
два кубика большие, зелёные и деревянные
и три средние, синие пластмассовые.
Дети способны рассуждать и
давать адекватные причинные объяснения,
отстаивать свою позицию.
Развивается воображение, дети
сочиняют оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории. Примером
яркого представления этому, когда
ребёнок играет один или с другом какими-то
небольшими игрушками и т.д.
Продолжает развиваться устойчивость,
распределение, переключаемость внимания.
Развитие мышления сопровождается
освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений).
Развиваются умение обобщать, причинное
мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.
Правильность решения практической
или познавательной задачи, требующей
участия мышления, зависит от того, сможет
ли ребенок выделить и связать те стороны
ситуации, свойства предметов и явлений,
которые важны, существенны для ее решения.
Если ребенок пытается предсказать, поплывет
предмет или утонет, связывая плавучесть,
например, с величиной предмета, он только,
случайно, может угадать решение, так как
выделенное им свойство в действительности
несущественно для плавания. Ребенок,
который в этой же ситуации связывает
способность тела плавать с материалом,
из которого оно сделано, выделяет значительно
более существенное свойство; его предположения
будут оправдываться намного чаще, но
опять-таки не всегда. И только выделение
удельного веса тела по отношению к удельному
весу жидкости (этими знаниями ребенок
овладевает при изучении физики в школе)
даст безошибочное решение во всех случаях.
Родителям можно самим определить
степень развития мышления, своего ребёнка,
используя простые методики.
- Методика "Нелепицы". Методика направлена на выявление
особенностей познавательной деятельности
ребенка. Позволяет определить детей с
выраженными нарушениями познавательной деятельности, предназначена для детей 4 - 6 лет.
Для организации обследования
заранее готовится картинка:
Инструкция испытуемому:
Ребенку предлагается рассмотреть
картинку. Через 30 секунд экспериментатор
спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ
отрицательный или неопределенный, дается
еще время. Если утвердительный, испытуемому
предлагается рассказать, что нарисовано
на картинке. В случае затруднения ребенку
оказывается помощь:
- стимулирующая: исследователь
помогает ребенку начать отвечать, преодолеть
возможную неуверенность. Он подбадривает
ребенка, показывает свое положительное
отношение к его высказываниям, задает
вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась
ли тебе картинка?" "Что понравилось?",
"Хорошо, молодец, правильно думаешь'",
- направляющая: если побуждающих
вопросов оказывается недостаточно, чтобы
вызвать активность ребенка, задаются
прямые вопросы: "Смешная картинка?",
"Что в ней смешного?",
- обучающая: вместе с ребенком
рассматривается какой-то фрагмент картинки
и выявляется его нелепость: "Посмотри,
что здесь нарисовано?", "А такое может
быть в жизни?", "Тебе не кажется, что
здесь что-то перепутано?", "А еще
здесь есть что-нибудь необычное?".
Оценка выполнения задания:
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу,
сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации
в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.
1-й уровень - ребенок сразу
включается в работу. Правильно
и обобщенно оценивает ситуацию
в целом: "Тут все перепутано",
"Путаница какая-то". Доказывает
сделанное обобщение анализом
конкретных фрагментов. Фрагменты
анализирует в определенном порядке
(сверху вниз или слева направо).
В работе сосредоточен, самостоятелен.
Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация
оценивается правильно, но уровень
организованности, самостоятельности
в работе недостаточен. В ходе
выполнения задания нуждается
в стимулирующей помощи. При описании
картинки фрагменты выделяются
хаотично, случайно. Описывается то,
на что упал взгляд. Ребенок
часто затрудняется в поиске
нужных слов.
3-й уровень - оценить правильно
и обобщенно ситуацию ребенок
сам не может. Его взгляд долго
блуждает по картинке. Чтобы ученик
начал отвечать, требуется направляющее
участие педагога. Усвоенный с
его помощью способ анализа
применяется при описании, оценке
других фрагментов, но работа
идет очень вяло. Активность ребенка
приходится все время стимулировать,
слова вытягивать.
4-й уровень - дать правильную
оценку ситуации ребенок не
может. Стимуляцию, направляющую помощь
"не берет". Образец анализа,
данный педагогом, не усваивает,
не может перенести его в
новую ситуацию, применить при
анализе других фрагментов.
Еще примеры заданий подобного
типа:
- Методика нахождения недостающих
частей рисунка, среди предложенных на выбор:
- Задания на нахождение предметов,
объединенных каким-то общим признаком
(обобщение и классификация):
- Задания на нахождение закономерностей:
- Простейшие умозаключения (определяется
также запас знаний ребенка, эрудиция):
- Задания на установление логических
связей:
- Составление рассказа:
- Задание для диагностики развития
у ребенка наглядно-образного мышления.
3.Одарённые дети.
Одарённые дети - это дети, резко
выделяющиеся из среды сверстников высоким
умственным развитием, которое является
следствием как природных задатков так
благоприятных условий воспитания.
Одарённые дети - это те дети,
которые имеют такой потенциал, что способны
одарить окружающих новыми идеями, творческими
произведениями, а также вовлекать в позитивные
социальные дела.
Одарённые дети – это те дети,
которые благодаря своим способностям
демонстрируют высокие достижения в различных
сферах деятельности.
1.Общая (умственная) одаренность
-математическая;
-гуманитарная;
2.Специальная одарённость
-музыкальная;
-художественная;
-литературная;
-хореографическая;
3.Односторонняя одарённость
Одни способности развиты хорошо,
а другие не развиты вообще, это приводит
к дисгармонии способностей.
Критерии детской одарённости:
- опережающее развитие познания
, дети способны заниматься несколькими
делами одновременно, способны прослеживать
причины следственной связи, любопытны
и активно исследуют окружающий мир, легко
справляются с познавательной неопределённостью,
хорошая память, абстрактное мышление
и повышенная концентрация внимания.
2.Психологическое развитие
-сильно развито чувство
справедливости(у такого ребёнка преувеличенные
страхи ранняя боязнь смерти, боязнь темноты,
боязнь «остаться один»);
-богатое воображение;
-экстрасенсорные способности;
-хорошо развито чувство
юмора;