Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 08:12, реферат

Краткое описание

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия: «правонарушение», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».
Девиантное поведение (от лат. devato – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Вложенные файлы: 1 файл

Психолого.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Апробацию в работе с подростками-правонарушителями прошла классификация на основе типа их поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности этих подростков: первая группа – подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; вторая – подростки с деформированными потребностями, подражающие первой группе; третья группа – с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; четвертая – со слабо деформированными потребностями, безвольные; пятая группа – случайно вставшие на путь правонарушений (Д.И. Фельдштейн).

Таким образом, современная  научная литература раскрывает многообразие форм отклоняющегося поведения, дает возможность  увидеть различные аспекты этого  довольно сложного социального явления.

У подростков с отклоняющимся  поведением преобладает общественно-отрицательная эгоистическая направленность,определяющая соответствующую жизненную позицию: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. Выделяются следующие особенности правосознания подростков с девиантным поведением.

Во-первых, это мнимая осведомленность  в уголовном законодательстве.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении  своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного  поступка подростки руководствуются  не нормой закона, а мотивом действия.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.

Необходимо отметить у подростков с отклоняющимся поведением нарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы, нестабильность характера влияют на взаимоотношения в классном коллективе со сверстниками, со взрослыми, приводят к частым конфликтам.

Среди мотивов антиобщественного  поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана  с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для  подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия).

В силу этого, говоря об отклоняющемся поведении несовершеннолетних подростков, мы будем иметь в виду ту группу детей, которая входит в разряд трудновоспитуемых, педагогически и социально запущенных подростков, и определенную часть подростков-правонарушителей.

Само слово «трудновоспитуемость» указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – ребенок, который оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педпроцессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость – результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

При отсутствии полноценной и своевременной  коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.

Педагогически запущенный ребенок – это ребенок, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного школьника обусловливают его неадекватные реакции на педагогические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств. Для данной категории детей характерны: хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты, приобретение вредных привычек и др.).

Социально запущенные дети и подростки – это трудновоспитуемые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения; резко сужена сфера социальных интересов. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формирование и социальное развитие происходят под влиянием асоциальных подростков и их групп, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и др.).

Таким образом, социальная и педагогическая запущенность тесно взаимосвязаны с трудновоспитуемостью, взаимодополняют и углубляют друг друга, при определенных условиях ведут к правонарушениям. Поэтому их предупреждение и ликвидация требуют комплексных социально-психологических и коррекционно-педагогических мер, взвешенного научного подхода и продуманных мер педагогического воздействия, опирающихся на знание природы, условий и причин этого асоциального явления.


Информация о работе Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков