Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 05:56, контрольная работа
Почему в школу принимают с 7 лет? Каждый из нас когда-то задавал этот вопрос. Именно к этому возрасту у маленького человека формируется абстрактное мышление, необходимое для оперирования числами и усвоения правил грамматики, рефракция приближается к эмметропической, что означает одинаково хорошее зрение при чтении книги и с доски, развиваются мелкие мышцы пальцев рук, вовлекаемые в процесс письма. Ребенок готов к усвоению колоссального объема знаний и умений.
Введение.................................................................................................................
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и их особенности.......................................................................................................
2. Глазные болезни у школьников........................................................................
3. Профилактика нарушения зрения у школьников...........................................
4. Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми.......
Заключение............................................................................................................
Литература............................................................................................................. 3
Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.
2. Глазные болезни у школьников
Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. – это значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора, и пришла болезнь.
Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – это спазм близорукость, дальнозоркость, астигматизм и аккомодации.
Спазмом аккомодации называют чрезмерное напряжение цилиарной мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается.
Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрении.
Частота спазма аккомодации значительна – подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник.
Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.
Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.
Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки появления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено, чаще всего, неправильностью кривизны роговицы.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близарукость. В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задачей которой является обеспечение всех условий для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость. Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность – увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.
По данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких – 3%, среди школьников 3-х классов – 10%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени! Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью. В целом, количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза. В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Ежегодно в структуре заболеваемости по первичной обращаемости аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) занимают первое место, что составляет 45%, из них близорукость составляет 10%.
Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхность столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно нужно учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо периодически пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Учителя должны регулярно напоминать родителям об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций. Тогда как 1 час отдыха значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Рекомендуется после двухчасовых непрерывных занятий устраивать 10-20-минутные перерывы.
Специальные упражнения для предупреждения болезни глаз у детей
(разработаны профессором Э.С. Аветисовым и Е.И. Ливадо в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца)
4. Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми
Чего не хватает слепому человеку? Ему не хватает душевного психологического комфорта. Причина такого явления заключается в атмосфере отчужденности во взаимоотношениях между инвалидами по зрению и зрячими, в предубеждении.
Многие отечественные ученые (В.И.Руднев, Ф.И.Шоев и др.) отмечают негативные моменты обучения слабовидящего ребенка в условиях специализированных учреждений. Изолированность данных учреждений приводит к исключению ребенка с нарушениями зрения из многих социальных связей, а тепличная атмосфера специально-организованного социума - к искажению личностного развития ребенка. Поэтому приоритетным направлением в работе социального педагога в специальных учреждениях является адаптация и интеграция слабовидящих детей в социум.
Особенности адаптации слабовидящих детей проявляются в следующих аспектах. Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у слабовидящего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки. Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение гипопротекции или гиперпротекции. В результате чего у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность.
Зрение остается у слабовидящих детей ведущим анализатором, но их зрительное восприятие отличается узостью обзора и снижением точности, из-за чего у таких детей возникают трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе эти дети быстро утомляются, что вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Зрительная работоспособность,%. Нормальновидящие Слабовидящие Миопия Гиперметропия 100% 90,7% 78,3%
Слабовидящим детям необходимо постоянное консультирование в офтальмологической клинике, правильный подбор оптических средств коррекции, дозирование учебной нагрузки.
Существенное значение имеет и компенсация функций поврежденного органа за счет деятельности других анализаторов. Но все же компенсация дефекта происходит в условиях специально организованного коррекционного образования, где сам процесс образования направлен на максимальное развитие каждого слабовидящего ребенка. Активное участие в организации учебного процесса принимает и социальный педагог. Ниже приводятся основные направления социально-педагогической деятельности, рекомендуемые социальному педагогу, работающему в специальном образовательном учреждении для слабовидящих детей (данный перечень был составлен на основе работы социального педагога в школе-интернате для слабовидящих детей №5).
1. Социальный педагог
проводит диагностику каждого
слабовидящего ребенка. При работе
с такими детьми ему
2. На основании результатов
социально-педагогической
3. Социальный педагог
осуществляет регулярный
4. Также социальный педагог занимается разработкой специальных тренингов для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребенка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив и т.д. Один из таких тренингов был проведен на базе школы-интерната для слабовидящих детей №5. После диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда, проведенной в параллели 8-х классов, у 5-ти детей была выявлена тотальная дезадаптация. На основании данных диагностики была разработана программа тренинго-игровой коррекции нарушений свойств субъекта самосознания и общения у социально-дезадаптированных слабовидящих детей. Спецификой данного тренинга стало привлечение нормально видящих подростков с адекватной самооценкой и средним уровнем коммуникации. После окончания тренинга была проведена повторная диагностика, в результате чего было установлено снижение уровня дезадаптации у детей с нарушениями зрения.