Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:54, реферат
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека, поэтому профессиональное становление - это процесс, пронизывающий всю жизнь человека. Каждый человек имеет свой сценарий профессионального становления. Для одного профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение личности в профессии
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека, поэтому профессиональное становление - это процесс, пронизывающий всю жизнь человека. Каждый человек имеет свой сценарий профессионального становления. Для одного профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение.
Прежде всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.
Кто же осуществляет это
сопровождение? Профессиональный путь
- длинная дорога. Начинается она
в детстве и заканчивается в
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Как известно, профессиональная ориентация является сложной системой мероприятий по ознакомлению учащихся с миром профессий. Профессиональная ориентация способствует в дальнейшем выбору профессиональной деятельности в соответствии с собственными индивидуальными способностями и склонностями.
Чтобы стать профессионалом,
многим молодым людям на стадии выбора
профиля обучения, а в дальнейшем
выбора профессии необходима психологическая
помощь, психологическое сопровождение.
Сам выбор профессии здесь
мы рассматриваем как поиск
Выделяются приоритетные направления творческого поиска работы с подростками на пути выбора профиля обучения и профессии:
1. Помощь самоопределяющемуся
подростку в адаптации к
2. Формирование способности
самостоятельно
3. Формирование ценностно-
4. Подготовка
Сама реализация кризиса
как «шанса» может
1) как реализация чего-то
неизбежного, почти
2) как реализация
3) как самостоятельное
усложнение для себя жизненной
ситуации, т.е. не столько «ожидание
шанса» или «реагирование» на
него, сколько «создание шанса» (более
творческая позиция для
Для педагога-психолога в школе
важно в момент жизненного испытания
обеспечить переход учащегося на
более высокий уровень
Общая логика реализации выделенных приоритетов:
- дальнейшая теоретическая
проработка проблемных
- постепенная разработка новых (приоритетных) методик;
- постепенное включение новых методик в контексте традиционных форм и методов профессионального самоопределения;
- постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.
Психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Психологическая работа призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.
Особое значение в Концепции профильного обучения отведено предпрофильной подготовке учащихся. Основной идеей предпрофильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора профиля дальнейшего обучения, и очевидно, что ученик к такому выбору должен быть психологически подготовлен. Однако отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов, а в будущем профессии.
В связи с этим, задачами
психолого-педагогического
1) актуализировать процесс
профессионального
2) обеспечить психологическую
помощь и поддержку в
3) способствовать
В соответствии с выше сказанным выделяются основные направления работы реализуемые в рамках предпрофильного и профильного сопровождения:
Психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на выявление уровня сформированности представлений лицеистов об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; определяет характер ожиданий учащимися помощи и поддержки в самоопределении. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
Консультативная работа
с педагогами и родителями. Работа с педагогами
чаще всего проводится в виде семинаров.
Семинары для классных руководителей
и учителей-предметников знакомят с основными
задачами и трудностями
Методическая работа, направленная
на совершенствование методики и модификацию
содержания обучения. Она осуществляется
совместно с администрацией школы
по результатам анализа психолого-
Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.
Коррекционно-развивающая
работа проводится с учащимися, испытывающими
трудности в профессиональном самоопределении.
Такая работа проводится с детьми
индивидуально или в микро
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психолого-педагогической помощи, деятельности по предпрофильной, профильной подготовки учащихся, готовности подростка к профессиональной карьере, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Организация поэтапного сопровождения позволяет реализовать единство 4-х функций:
В концептуальной основе сопровождения заложены принципы уникальности личности, приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка, непрерывности, автономности и мультидисциплинарности, позволяющей осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (педагогов-предметников, классных руководителей, педагога-психолога и др. специалистов).
Таким образом, технология «сопровождения» выбрана не случайно: на наш взгляд, среди других подходов к деятельности школьного психолога работа в парадигме сопровождения наиболее эффективна и экологична, экономична с точки зрения временных затрат.
Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня профессионального самоопределения учащихся, а также сформированности психологических свойств и умений, необходимых для успешного саморазвития и дальнейшего самоопределения.
Основные задачи психодиагностической работы
- мотивационная (заинтересовать
подростков проблемой
- информационно-справочная (дать необходимые знания об индивидуальных особенностях человека, профессионально важных качествах);
- собственно диагностическая (направлена на самопознание подростка и объяснение результатов этого познания, решается с помощью несложных психодиагностических методик);
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение личности в профессии