Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:52, курсовая работа
Проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Определение понятий агрессивности и агрессивного поведения . 1.1Понятие агрессивности и агрессивного поведения; 1.2 Типология агрессивного поведения Глава 2. Особенности агрессивности в детском возрасте
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2Варианты проявления детской агрессивности Глава 3. Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей
Заключение Список использованной литературы
2.2 Варианты проявления детской агрессивности
Повышенная агрессивность в той или иной
степени отличает большинство дошкольников.
Практически все дети ссорятся, дерутся,
обзываются... «Не знают как себя вести»,
по мнению взрослых, а вот когда узнают
- присмиреют. Во многих случаях так и бывает: агрессивность уходит,
уступая место более спокойным формам
поведения. Однако есть и такие дети, у
кого агрессивность не просто сохраняется,
но и нарастает, становясь устойчивым
качеством личности.. В итоге снижается
продуктивный потенциал ребенка, сужаются
возможности полноценной коммуникации,
деформируется его личностное развитие.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем
не только окружающим, но и самому себе. Уже в дошкольном возрасте складываются
определенные внутренние предпосылки,
которые способствуют проявлению агрессивности,
что дети склонны к насилию, существенно
отличаются от своих миролюбивых сверстников
не только внешним поведением, но и психологическими
характеристиками. На первый взгляд, агрессивные
дошкольники от своих сверстников отличаются
мало. Уровень развития интеллекта у них
в среднем соответствует возрастной норме,
а у некоторых даже превышает ее произвольность
поведения несколько ниже, но у некоторых
она развита вполне. У агрессивных
детей часто наблюдаются те или иные нарушения
развития эмоциональной сферы. Такие дети
плохо чувствуют состояние других людей,
не умеют и не любят сочувствовать, жалеть.
Они часто грубы (но не злобны) в повседневном
обращении, с трудом усваивают правила
вежливости. Для них обычно интересны
подвижные или настольные игры с четкими
и несложными правилами. Играть в сложные
сюжетно-ролевые игры с меняющимся эмоциональным
наполнением ролей они не любят, так как
чувствуют себя в таких играх малокомпетентными.
Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно [6].
Таким образом, сравнивая разные типы
"проблемных" детей, можно видеть,
что они существенно различаются по характеру
своего поведения и по степени трудностей,
которые они создают для окружающих. Одни
из них постоянно дерутся, и приходится
все время призывать их к порядку, другие
всеми силами стремятся привлечь к себе
внимание и выглядеть "хорошими",
третьи прячутся от посторонних глаз и
избегают всяких контактов. Но, несмотря на эти очевидные различия
в поведении детей, в основе почти всех
проблем лежат сходные причины. Главной
причиной конфликтов ребенка с собой и
с другими является сосредоточенность
на собственной ценности и на том, "что
я значу для других". Такой ребенок постоянно
думает о том, как к нему относятся, или
как его оценивают окружающие, и остро
аффективно переживает их отношение. Его
Я находится в центре его мира и сознания;
он постоянно рассматривает и оценивает
себя глазами других, воспринимает себя
через отношение окружающих. При этом
другие могут осуждать его или бояться,
восхищаться его достоинствами или подчеркивать
его недостатки, уважать или унижать его.
Но во всех случаях он уверен, что окружающие
думают только о нем, приписывает им определенное
отношение к себе и переживает его как
реальное.
Глава 3. Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей.
Первым шагом на пути предупреждения и преодоления агрессивного
поведения является попытка сдержать агрессивные
порывы ребенка непосредственно перед
их проявлением. Можно остановить его
окриком, отвлечь игрушкой или каким-то
занятием, создать физическое препятствие
агрессивному акту. Если агрессию предотвратить
не удалось, надо показать ребенку, что
такое поведение абсолютно неприемлемо,
окружив при этом «жертву» повышенным
вниманием и заботой. Ребенок должен четко
уяснить, что сам он только проигрывает
от таких поступков. В случае разрушительной
агрессии взрослому следует выразить
свое недовольство подобным поведением
и предложить ребенку устранить учиненный
им разгром. Вербальную агрессию предотвратить
трудно, и приходится реагировать на неё
после того, как акт агрессии уже свершился.
Если обидные слова ребенок адресует взрослому,
то целесообразно проигнорировать их
и при этом понять, что за чувства и ощущения
стоят за ними. Если же ребенок оскорбляет
других детей, посоветуйте им вежливо
ответить обидчику. Работая с детьми, нужно
помнить, что проявление страха у окружающих
перед агрессивным выпадом ребенка может
только стимулировать его к агрессии.
Конечная цель преодоления детской агрессивности
состоит в том, чтобы ребенок понял, что
есть иные способы проявления силы и привлечения
внимания, вызывающие положительную реакцию
окружающих. Важным условием преодоления агрессивности
является выявление конкретных её причин
и доминирующих форм агрессивного поведения
у того или иного ребёнка. Если агрессивность
порождается неоптимальностью «Я – концепции»
ребёнка, то основное внимание должно
быть обращено на стабилизацию внутреннего
мира, представления о себе, повышении
уверенности. Там, где имеет место нарушение
системы детско-родительских отношений,
следует попытаться позитивно повлиять
на данную сферу с целью коррекции самой
системы отношений. Независимо от выявленных
причин психолого-педагогическая работа
по преодолению агрессии должна соответствовать
следующим условиям 1) положительное внимание
и принятие личности ребенка со стороны
взрослых (родителей и педагогов), поскольку
это способствует установлению доверительного
отношения ребенка ко взрослым, формирует
самооценку ребенка, развивает эмпатию
– этому способствуют такие формы работы,
как совместные тренинги, совместные чтения,
беседы и т.д. 2) сотрудничество с ребенком
– оказание конструктивной помощи в отреагировании
проблемных ситуаций и наработки навыков
саморегуляции и контроля. Этому способствуют
такие формы работы, как занятия пальчиковой
гимнастикой, постановка с детьми спектаклей,
релаксационные паузы для снятия напряжения,
занятия психогимнастикой, беседы, проблемные
ситуации и т.д. 3) расширение поведенческого репертуара
детей, родителей и педагогов через развитие
коммуникативных умений - совместные тренинги,
этюды и игры на развитие навыка регуляции
поведения в коллективе, проведение словесные
и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения
на развитие осознания детьми отрицательных
черт характера, игры и упражнения на развитие
позитивной модели поведения и т.д. Любая работа с детьми не будет успешной
без поддержки родителей и воспитателей
ДОУ, которых необходимо учить понимать
ребенка. Работу с родителями агрессивного
ребенка и педагогами группы целесообразно
проводить в двух направлениях:
-Действенной формой предупреждения агрессии
является отвлечение внимания, замещение
негативной реакции на позитивную. Например,
неожиданное использование похвалы за
действие (находя в нём позитив), совершая
которое, дошкольник и не подозревает,
что оно будет положительно отмечено,
или, используя юмор, добрую иронию, воспитатель
может перевести в соответствующее русло
и проявления агрессии. Можно указать и более специфичные пути
предупреждения агрессивности. Например,
формирование миролюбия как свойств личности.
1 Агрессивность поведения можно снизить,
если эффективно использовать внутригрупповые
отношения детей, правильно объединяя
их для совместной деятельности. Известно,
что в группе для агрессивного ребёнка
обязательно найдётся сверстник, в отношении
и взаимодействии с которым негативные
формы поведения агрессивного ребёнка
проявляются минимально. Кого и с кем необходимо
объединять – мы рассмотрим при анализе
симптомокомплекса «социальная импульсивность
– социальная пассивность».
Заключение
Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Общение ребенка с родителями, с воспитателем ,со сверстниками имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее - первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность - это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку. Таким образом, зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жизнедеятельности субъекта, который может даже и не иметь представления о том, что он поступает агрессивно. Ведь агрессивность вызывает не только отрицательные эмоции, но и положительные, такие как готовность защитить себя и окружающих от негативного вторжения, желание познать себя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевым усилиям Социализация детской доброкачественной агрессивности, перевод ее в социальную активность, а не подавление, должны стать важнейшим условием успешной педагогической работы. Осуществить этот перевод можно следующим образом: сублимировать активно негативное поведение в игровую, трудовую, познавательную деятельность; перенести разрушительные действия с объектами на неживые (природные материалы, песок, воду, глину, пластилин и тому подобное); объяснить нецелесообразность поведения и поступков, ведущих к насилию и жестокости; выразить сопереживание и сочувствие пострадавшему; показать образец поведения, с помощью которого «гасятся» деструктивные действия
Список использованной литературы
2. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль/Л. Берковиц. - М., 2001. - 512с.
3. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
4. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./Пред. Науч. -ред. совета Ю.С. Осипов. - М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 2004.
5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия/Р. Бэрон [и др.] - СПб., 1997. - С.26.
6. Вежновец, И.Программа "Развитие эмоциональной сферы" [текст] /И.Вежновец // Школьный психолог. - 2005. -№ 17-с.33-34.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Сред. пед.учеб. заведений/Сост И.В. Дубровина, А. М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. - М.: АСТ: Астрель, 2008. -238 с.
9. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекация эмоционального мира дошкольников4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А. Пазухина. - Спб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008. - 272с.
10. Евсеева, В.П. Детская агрессия/В.П. Евсеева // 1000 советов. - 2006. - № 6. -с.12-13
11. Клюева, Н.В., Филипова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет/Н.В. Клюева [и др.]. - Ярославль, 2001. - с.7-8
12. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431с.
13. Кордуэлл, М.Психология.А-Я: Словарь - справочник/Майк Кордуэлл. -Пер.с Англ.К.С. Ткаченко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. -448с.
15. Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления [текст] / Е. Морева // Воспитание школьников. - 2008. -№ 5-с.31-34
16. Немов, Р. С.Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. -3-е изд. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 608 с.
17. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
Информация о работе Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей