Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:02, реферат
Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и
формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя
образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере
того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам
человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на
основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако
непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню
развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,
трудовой коллектив и пр.).
Определения “характер” и “структура личности”
Строение характера
Основной принцип классификации личностей
История учений о характере
Черты характера
Характер и темперамент
Классификация характера
Психопатии и акцентуации характера у подростков
Заключение
Список использованной литературы
под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует
поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое
напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то
слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности,
“астеничности” в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.
Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в
достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость
характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям.
достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных
компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется
степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и
второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и
интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко
контрастируют - то противоречивым.
При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в
различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и
даже противоположные свойства.
нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до
непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся,
несмотря на это, но именно в этом и проявляется.
Большое значение для
интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность
постановки вопроса и его решения. интеллектуальная инициатива, уверенность
и самостоятельность мышления - все это составляет оригинальность ума как
одну из сторон характера. Однако то,как человек использует свои умственные
способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются
люди. имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного
именно в силу своих характерологических особенностей.
Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых
умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и
характерологических свойств.
Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер
человека. являются комплексным и практически не поддаются классификации по
отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность.
подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой
(решительность,
критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие
особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты
характера имеют между собой закономерную зависимость.
В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие,
задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. и
второстепенные, определяемые основными.
Знание ведущих черт позволяет
отразить основную суть
его основные проявления.
Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения
человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет
чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий
становятся чертами характера.
Из всей совокупности
выделить характерообразующие формы отношений является решающее,
первостепенное и общее
человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации
важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе
отношений:
В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера,
как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность -
грубость и т.д.)
В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие -
леность и т.д.).
В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность
-самоуверенность и т.д.)
В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость
-расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить
определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь,
взаимопроникновение указанных аспектов отношений.
Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения
формирования характера, они неодновременно и не сразу становятся чертами
характера. Существует известная последовательность в переходе этих
отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один
ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к.
само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека.
Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к
обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне
коллектива. без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы,
любви и т.д.
Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в
отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение,
рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность.
Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает
отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное,
оценочное отношение к другому человеку, является основным условием
самооценки.
Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но
и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и
отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы
деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы
и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка
отношения к себе как деятелю.
ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и
подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на
взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
- отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);
- противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма
между ними (П.Викторов, В.Вирениус);
- признание темперамента
(С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);
- признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский,
Б.Г.Ананьев).
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений следует
отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от
физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно
зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами
нервной системы. Кроме более тесно связанного со свойствами нервной
системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже
достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента.
Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или
трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и
т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми
свойствами темперамента может быть совершенно различный характер.
Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать
формированию тех или иных черт характера.
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в
противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть
самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической
стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств
характера, определенной скорости протекания психических процессов и
проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и
действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на
формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных
рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему
раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в
различных повторяющихся ситуациях влияет на его отношение к обстановке. в
результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность
нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной
системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических
стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов
второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные
воздействия.
Черты темперамента и
друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый
сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям
личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для
определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти
какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения),
обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным
поведением.
В данном случае нужно говорить о типических чертах характера
Н.Д.Левинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в
индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Характер не является
человека как представителя определенной группы, определенного общества.
Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется
сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты:
национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко
фиксируются о обыденным сознанием в различных установках и стереотипах.
Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические
черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно
описать типический характер врача, военного, в то же время каждый
типический характер имеет свои индивидуальные черты.
Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной
пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания,
требований общества тип характера изменяется и развивается.
КЛАССИФИКАЦИЯ ХАРАКТЕРОВ
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации
характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило
вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в
соответствии с имеющейся
качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих
доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят
характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный);
эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный
(оценивающий все с точки
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от
принадлежности к
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ
Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностю личности на
окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе
интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению
личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны
импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.
Инровертированный тип. Для
него характерна фиксация
явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую
ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу,
затрудненная адаптация.
Возможна также классификация
на комфорный и
и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.
Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную
качественную степень
Информация о работе Психопатии и акцентуации характера у подростков