Психопрофилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:10, реферат

Краткое описание

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Вложенные файлы: 1 файл

Психокоррекция..docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

 

V.   Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие. Цель: изменение прежних целей, принятие новых решений. Приемы:

1. Антисуггестия (парадоксальная интенция) - многократное преувеличение пропорций нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий.

132

2.  «Если бы ...» Клиенту предлагают действовать так, как если бы его желание уже осуществилось.

3.  Постановка целей  и принятие обязательств. Цель должна быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желательном для него направлении.

4.  «Поймай себя». Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя.

5.  «Нажатие кнопки». Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться.

6.  «Избегание плакунчика». Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения.

 

Гуманистически-ориентированное консультирование

Данное направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям.

В психоаналитических подходах неприемлемым для представителей этого направления является детерминизм поведения человека влечениями низшими, схожими с влечениями животных, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте.

133

В бихевиористских подходах неприемлемым для представителей этого направления является почти однозначная заданность поведения человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных.

В когнитивистских подходах неприемлемым для представителей этого направления является трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера.

 

Основные положения данного подхода

 

1.  Личность не есть нечто  однозначно заданное природой  или воспитательной средой, а  всегда открытая возможность  свободного развития на основе  внутреннего выбора.

2.  Каждый человек уникален, поэтому  не следует подгонять личность  под результаты статистических  исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан.

3.  Человек обладает определенной  степенью свободы от внешней  детерминации благодаря смыслам  и ценностям.

4.  Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека.

5.  Человек целостен по своей  природе.

6.  Человек наделен потенциями  к непрерывному развитию и  самореализации, которые являются  частью его природы.

 

Клиент-центрированный подход Карла Роджерса

 

С точки зрения последователей этого подхода, все люди наделены врожденной тенденцией к актуализации себя, что проявляется в стремлениях:

  • к все большей адаптации в окружающей среде,
  • к развитию и усложнению своей внутренней организации.

Все люди также наделены врожденным и уникальным потенциалом, который каждый человек призван реализовывать в процессе актуализации себя.

На определенном этапе своего развития все люди сталкиваются с мнениями и оценками окружающих. Мнения и оценки окружающих для людей очень важны. На их основе формируется внутренний рабочий орган самоконтроля - самооценка.

Налицо вероятность внутренних конфликтов между тенденцией к актуализации себя и реальными или ожидаемыми оценками окружающих, ограничивающими поле возможного личностного роста. Зачастую мнения и оценки окружающих направляют человека в сторону от реализации своего врожденного и уникального потенциала, в сторону от актуализации себя.

Если человек чересчур ориентирован на мнения и оценки значимого социального окружения в ущерб тенденциям, связанным с актуализацией себя, то его на этом пути может остановить невроз.

Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Клиент в своей повседневной жизни должен меньше ориентироваться на мнения и оценки ближайшего социального окружения, а больше ориентироваться на свои врожденные тенденции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более глубокой адаптации в окружающей среде.

К. Роджерс выделил и описал три необходимых условия, которым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении вышеописанной цели (триада Роджерса):

1. Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Слово «конгруэнтный» происходит от латинского congruens (congruentis) - соразмерный, соответствующий, совпадающий. Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее. Обмен опытом, обсуждение опыта, интерес к внутреннему опыту - вообще характерные явления для гуманистической традиции. Консультант подает клиенту пример доверия самому себе, своей внутренней человеческой природе.

2. Консультант переживает  безусловную положительную оценку  по отношению к клиенту. Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности: «Я бы тебя больше любил и уважал, если бы ты... ». Положительной же эта оценка является вследствие веры консультанта в положительный характер природы человека. Консультант верит, что если клиент совершил в этой жизни что-либо нехорошее, то сделал это вследствие того, что отдалился от своей изначальной, природной человеческой сущности, которая всегда положительна, т. е., по сути сделал это не он сам.

3. Консультант эмпатически воспринимает клиента. Под эмт

патией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. На низком уровне эмпатического общения консультант способен показать, что какая-то часть информации понятна ему. Высокий уровень эмпатического общения предполагает, что консультант не только способен понять в многочисленных нюансах внутренний мир другого человека, но и дополнить его (другого человека) личностный опыт - сообщить ему новую информацию, позволяющую взглянуть на проблему с новых позиций. Высокий уровень развития эмпатии предполагает, что внутренний опыт консультанта включает то, что на данный момент является внутренним опытом клиента, но внутренний опыт консультанта относительно обсуждаемой проблемы при этом шире.

 

  Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрировэнного подхода:

 

1. Вербализация. Консультант часто  повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это  делается для того,

136

чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

2. Молчание консультанта, в котором  клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность консультанта переживать принятие по отношению к своему клиенту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т.е. такой консультант и по отношению к самому себе выдвигает много условий ценности, чем приводит себя в состояние фрустрации.

3. Акцентирование эмоций. Внимание  клиента в процессе беседы  то и дело обращается на  его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей.

Для того, чтобы помочь людям научиться больше принимать сначала себя, а потом и окружающих, в рамках клиент-центрированного подхода была разработана следующая процедура [Фейдимен, Фрейгер, 1995, с. 75-76]. Предлагается заполнить табл. 1 согласно инструкциям, которые содержатся в столбцах.

 

Гештальттерапия

 

          Направление, созданное американским психотерапевтом Фридрихом Перлзом (Perls F. S., 1893-1970) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанализа, в частности теории Райха (Reich W.).

Теоретические основы. Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудрости своего тела: прислушиваться к потребностям своего организма и не мешать их реализации.

Возникновение и удовлетворение потребностей рассматривается как ритм формирования и завершения гештальтов. Человек, хронически препятствующий удовлетворению потребностей своего тела, становится невротиком. Он направляет все свои усилия на реализацию Я-концепции, создаваемой для него другими людьми, прежде всего близкими, которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я».

В гештальттерапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:

 

1. Интроекция. Человек усваивает чувства, мнения, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью. Этот неассими-лированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различать интроекты и свои собственные убеждения.

2.  Проекция - прямая противоположность интроекции. Человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других людей.

3.  Ретрофлексия («поворот на себя») наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда  энергия,   предназначенная  для   манипулирования  во внешней среде, направляется на самого себя. Так часто происходит с агрессивными чувствами. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутрилично-стный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи выражений типа «Я должен заставить себя сделать это».

4.  Дефлексия - уклонение от реального контакта с другими людьми. Выражается в форме салонных разговоров, болтливости,   шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. д.

5.  Конфлуенция (слияние) выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства,  мысли,  желания от чужих.  Они полностью идентифицируют себя с группой. Для них при описании своего поведения характерно использование местоимения «мы» вместо «я».

В результате действия этих механизмов личность оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Перлз описал конфликт между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog ). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать (Родитель в терминах тразактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками, типа «Сделаю завтра», «Обещаю...», «Да, но...», «Постараюсь...» (Ребенок в терминах тразактного анализа).

Основная цель гештальттерапии состоит в интеграции фраг-ментированных частей личности.

Технические процедуры в гештальттерапии называются играми. Их функция заключается в том, что они способствуют конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. В процессе игр клиенты «примеряют» различные роли, поочередно отождествляются с различными значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Наиболее известными являются следующие игры:   я*

1. Диалог с частями  собственной личности - агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог с собственным чувством, например со страхом, частями или органами собственного тела, с воображаемым значимым для клиента человеком. Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности.

2.  Совершение кругов. Клиенту предлагается по кругу опросить ряд лиц по какому-либо волнующему его вопросу. Например, выяснить, как его оценивают другие, что они о нем думают, выразить собственные чувства по отношению к этим другим.

3.  Незаконченное дело. Чаще всего в качестве незаконченных, незавершенных дел рассматриваются жалобы и претензии к окружающим, которые возникают у нас, когда какие-либо наши чувства или потребности были ущемлены, но наше воспитание не позволяет нам адекватно отреагировать на накопившиеся эмоции. Клиенту предлагают с помощью «пустого стула» высказать свои претензии, чувства, обиды воображаемому собеседнику.

4.  Проективная игра. Когда клиент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Ему предлагают разыграть проекцию, т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Например, если клиент говорит: «Я испытываю к этому человеку жалость», его просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к разным людям, и вступая с ними во взаимодействие.

5.  Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение клиента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Клиенту предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он обычно демонстрирует.

Информация о работе Психопрофилактика