Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:05, реферат
Психотерапевтический контакт подразумевает установление между пациентом и терапевтом устойчиво позитивных, открытых отношений взаимного понимания и доверия[9]. Решающий вклад в «выстраивание», формирование эффективных отношений должен внести, разумеется, психотерапевт. Он проявляет уважение к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему. Психотерапевтический контакт является базовым лечебным фактором.
Введение..................................................................................................................2
1. Психотерапевтический контакт и его основные аспекты...............................3
2. Процесс психотерапевтического контакта и его роль в построении терапевтических отношений..................................................................................7
Заключение.............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................15
Символика ортодоксальной школы 3. Фрейда почти полностью исчерпывается сексуальными символами, но в других школах дело обстоит иначе. У К.Г. Юнга солнце и ветер олицетворяют мужское начало, земля и вода - женское; в символику его школы входит понятие об архетипах-элементах передающего по наследству "коллективного бессознательного".
Экзистенциальная символика охватывает основные жизненные понятия - "путь", "смерть", "человек", "неудача", "преграда" и т.п. Например, дорога - символ жизненного пути, кольцевая дорога - безвыходность, повторяемость; заборы, стены - преграды на пути к цели; лестница - карьера, путь наверх и т.д.
Именно, в связи с этим
сновидения, связанные с полетами,
невесомостью, необыкновенной легкостью,
рассматриваются
Психотерапия - это не наука или искусство говорить, внушать или убеждать. Правильнее сказать - эта задача тоже входит в систему психотерапии, но она не является первоочередной. Главные задачи - умение наблюдать и умение слушать и понимать пациента.
Бессознательное можно изучать не только при помощи прожективных тестов, в гипнозе, при анализе сновидений и фантазий. Целенаправленное наблюдение больного дает необычайно много для понимания его бессознательных мотиваций.
Сознание, конечно, контролирует бессознательное, но не полностью, иначе говоря, в различной степени, а также по-разному в различных ситуациях. Бессознательные мотивы лучше всего защищены в общественных поступках, в ситуациях, относящихся к престижу, самоутверждению. Однако сам характер этого контроля, этого прикрытия позволяет получить материал о более глубоких процессах. Очень важно видеть нарушение чувства меры в этом контроле, особенно в сторону его увеличения, усиления. Характерный пример приводит А.С. Пушкин: "Слово это (prude) означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу. Таковое свойство предполагает нечистоту воображения, отвратительную в женщине, особенно молодой... невинность есть лучшее украшение молодости. Во всяком случае, прюдство или смешно, или несносно". Таким образом, мы видим, что чрезмерный, нарочитый контроль приводит к обратным результатам, производя неблагоприятное впечатление. То же самое имеет место при употреблении эвфемизмов - слов-заменителей, "смягчающих" слишком точное или откровенное обозначение понятий, чаще всего относящихся к половой жизни - свидетельствует о претенциозности, сообщает личности отпечаток провинциальности.
Близко к этому употребление
стандартных выражений, носящих
утрированно социально-
Контроль может ослабеть от соматических и, вообще, биологических причин: возрастного фактора (климактерический период и др.), астении после различных заболеваний, травмы черепа, влияния алкоголя и наркотических средств, переутомления и т.д. Ослабление контроля (временное или постоянное) может быть следствием психогенных воздействий (психическая травма, стресс, ситуативные факторы, в частности, семейные).
Усиление контроля может быть вызвано воспитанием, особенностями характера, ответственной обстановкой или целью. Однако, следует подчеркнуть, что управление контролем над бессознательным, по крайней мере частично, зависит от самого бессознательного.
Кроме усиления и уменьшения
контроля, следует рассмотреть его
распределение во времени и пространстве.
Контроль неравномерен. По-видимому, он
зависит от биоритмов организма,
от суточных колебаний настроения,
даже от времени года и климатических
условий. Что касается его распределения
в пространстве, то речь идет, главным
образом, о невербальных реакциях -
жестах, мимике, позах, походке, осанке,
степени напряжения и расслабления
различных мышц тела и т.д. Одним
из наиболее важных объектов наблюдения
является лицо, что дало в свое время
импульс такой науке как
Не углубляясь в детали, можно сказать, что на лице выделяются два поля наблюдения - верхнее (лоб, глаза, нос) и нижнее (рот, нижняя челюсть). Верхнее поле обычно контролируется лучше. По-видимому, это связано с тем, что при общении большую роль играет взаимное осматривание друг друга. Нижняя часть лица становится особенно характерной лишь в определенные моменты - когда человек ест, когда он в гневе ("оскал"), выражает некоторые элементы удовольствия (облизывается, причмокивает губами и т.д.).
Важное значение имеет наблюдение рук пациента, особенно его пальцев (тревога, гнев,), сцепление рук (верхняя защита). Многое означает несоответствие смысла речи и жеста, который иногда идет даже вразрез с тем, что говорит человек. Это свидетельствует либо о душевной дисгармонии, либо о примитивности, недифференцированиости личности. Конечно, учитываются и сосудистые реакции (окраска кожных покровов, гипергидроз и т.д.). Распределение красных и розовых пятен па лице, шее, груди имеет серьезное значение.
Дисгармоничность различных частей тела может быть скрытой, т.е. проявляться лишь в определённых ролевых ситуациях, при определенных условиях (утомление, стресс, внезапно возникающее препятствие при важной для пациента деятельности - например, при половом акте и т.д.). Она проявляется в танцах, ритмике, пантомиме, разыгрывании этюдов и т.д. В этот период выявляются бессознательные мотивы, конфликты, переживания, которые как бы прорываются через привычные, социализированные моторные и речевые реакции[10].
Наличие постоянного глубокого психотерапевтического контакта, который, в конечном итоге, обеспечивает успех всего лечения – главное условие в терапевтических отношениях психотерапевта и его клиента.
Установление
Хороший контакт – не только условие психотерапии, но и в ряде случаев ее суть. В психотерапии контакт понимается и описывается по–разному, но главное – то, что он играет ведущую роль в организации и стабилизации терапевтических отношений, являясь базовым лечебным фактором и обеспечивая успех всего лечения.
1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: «Академический проект», 1997. – 335с.
2. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов. – К.: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999. – 320с.
3. Вайнер И. Основы психотерапии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.
4. Кондрашенко В.Т., Донской, Игумнов С.А. Общая психотерапия: Учебное пособие. – Мн.: Выш. Шк., 2003. – 464с.
5. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 416с.
6. Носачев Г.Н. Введение в психотерапию: Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 1997. – 312с.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.
8. Основные направления современной психотерапии / Научн. ред. А.М.Боковиков. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 379с.
9. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: «Питер», 2000.- 544с.
10. Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 575с.
11. Тукаев Р.Д. Психотерапия: структуры и механизмы. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. – 296с.
12. Шавердян Г.М. Основы психотерапии. – СПб.: Питер, 2007. – 208с.