Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:15, контрольная работа
Цель тренинга: осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям.
Во время этой разминки происходит настрой на доверительный стиль общения, взаимные приветствия помогают включиться в продуктивную работу, продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение ко всем членам группы.
Упражнение «Поговорим о дне вчерашнем...»
Ведущий. Для эффективной работы группы нам необходимо обязательно анализировать то, что происходит во время занятий. Дома вы, вероятно, вспоминали прошедшую встречу. Поделитесь со всеми своими впечатлениями о прошедшем занятии. Что помогло в работе над собой? Что так и не получилось? В чем причины? Какие претензии есть к членам группы, ведущему? Все ли понятно в правилах? Может быть, есть предложения по их изменению и добавления?
В ходе этого упражнения необходимо создать атмосферу неспешного, искреннего обмена мнениями. Высказываются только желающие, остальные внимательно слушают и помогают говорящему улыбкой, кивком головы и другими жестами.
Упражнения на создание работоспособности.
1. Полукруг. Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все повторяют.
2. Высказывание пожеланий. Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.
3. Мяч бросают друг другу, называя имя того, кому его посылают. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее. Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее.
4. Игра «Атомы». Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам — это атом. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.
Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»
Ведущий. Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его «психологический портрет». Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать данного человека, не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих именно ему.
Затем написавший выступает
со своей информацией перед
Те, кто узнал себя в представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. Затем процедура продолжается до тех пор, пока не предъявят свои «портреты» все участники.
Упражнение «Ласковые имена»
Ведущий. Сейчас мы сядем в большой круг и поработаем с домашним заданием. Расскажите о том, какие ласковые слова вы вспомнили, выполняя его. Обратили ли внимание на то, как вас называли дома в эти дни? Какие чувства испытывали при этом? Чувство признательности, благодарности, прилив нежности или что-то другое? Или было разочарование из-за того, что вас, оказывается, ласковыми именами совсем не называют?
Упражнение «Кто Я?»
Ведущий. Возьмите лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на данный вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще можно ответить на поставленный вопрос сегодня. Может быть, вы хотите что-то добавить, а написанное ранее отменить. Сделайте все, что считаете нужным. В вашем распоряжении 3 минуты.
Личностная установка на постоянный самоанализ должна подтверждаться в течение всего тренинга. Для этого участники периодически возвращаются к одному и тому же вопросу, но рассматривают его в разных аспектах. Кроме того, у них есть возможность, читая свои предыдущие ответы, изменить или дополнить их в соответствии со своим сегодняшним мироощущением.
Упражнение «Интервью»
Ведущий. Сформулируйте для каждого члена группы один вопрос, ответ на который поможет лучше узнать и понять его. Для этого нужно подумать о каждом участнике, вспомнить все, что узнали о нем. На ваш вопрос он должен будет ответить во время интервью на следующем занятии. Лучше подобрать вопросы, которые бы не повторялись.
Фаза обучении 6,7,8.
Занятия
Цель занятия – способствовать углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
На этом занятии основное внимание уделяется анализу участниками своих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности. В процессе работы индивиду необходима поддержка всех членов группы.
Упражнение «Вы меня узнаете?»
Ведущий. Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо, если есть его фотография. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг друга. Например, красный шарф и т.п. Ведь так обычно и поступают люди.
Упражнение «Мои сильные стороны...»
Ведущий. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотела выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.
Затем сядем в большой круг, озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но ...», «если ...», «может быть...», «я не совсем уверен в том, что ...» и т.п. На выступление дается по 2 минуты. Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом уверены.
В конце упражнения следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.
Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно. При его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.
Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы незнакомец, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или ... Время для работы – 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли во время выполнения предложенного задания.
Такой способ выделения самой яркой индивидуальной черты психологически очень эффективен, так как, с одной стороны, стимулирует участника на активное восприятие других людей – ему нужно найти нечто особенное в человеке, а с другой стороны, он сам получает интересную, запоминающуюся информацию, иногда очень неожиданную для себя.
Упражнение «Девиз»
Ведущий. Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. На формулировку девиза дается 5 минут. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения.
Главное в этом упражнении – идея и раскрепощенность самовыражения. Во время обсуждения все вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.
После обсуждения индивидуальных девизов можно предложить участникам сформулировать девиз группы, зафиксировав в нем принципы взаимоотношений и взаимодействия.
Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Поиск ответов на эти принципиальные вопросы помогает более четко осознать жизненные ценности. Кроме того, любой получает возможность услышать жизненные установки остальных членов группы и сравнить их со своими или взять чей-то девиз в качестве основного принципа поведения на ближайшее время.
Упражнение «Интервью»
Ведущий. Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – довольно трудная задача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые вопросы откровенно и чистосердечно. Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы и готов дать интервью. Основное правило такого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Одним словом, вы – очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто готов первым давать интервью?
Участник, который будет первым отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть лица всех членов группы. Остальные начинают по очереди (по кругу) задавать вопросы. Если время на все интервью ограничено, тогда сам интервьюируемый решает, чьи вопросы он хотел бы услышать.
Интервью не должно затягиваться слишком долго (не более 5 минут), и ответы должны быть действительно искренними и откровенными. Все члены группы должны участвовать в беседе. При этом интервьюируемый вправе не отвечать на вопрос, который, на его взгляд, не относится непосредственно к нему.
Данное упражнение показывает степень готовности группы глубоко и серьезно работать на занятиях. С одной стороны, это сразу видно по характеру задаваемых вопросов: чем серьезнее настрой группы, тем глубже вопросы. С другой стороны, желание трудиться видно из характера ответов: уходы в сторону, общие рассуждения, смешки, частые отказы говорят о несерьезном восприятии упражнения.
Упражнение «Автопортрет»
Ведущий. Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете, – вы сами. Действительно, кто лучше знает собственные особенности, привычки, желания и т.д. Каждый из вас в течение 5 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Например, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать: «Мне доставляет много переживаний мой маленький рост». Это должно быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.д.
После написания характеристик вы сдадите их ведущему или одному из членов группы. Перемешав листы, мы начнем зачитывать автопортреты. Остальные должны по тексту узнать автора. Вы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые удалось увидеть во время занятий.
Упражнение «Контраргументы»
Ведущий. Мы уже убедились,
что каждый из вас обладает сильными
качествами, которые помогают решать
жизненные проблемы. Сегодня мы начнем
разбираться в своих недостатка
Разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой», откровенно запишите все то, что вам не правится в себе именно сегодня, сейчас, в том числе с учетом результатов прошедших занятий.
На эту аналитическую работу вам отводится 5 минут. После того как заполните всю левую часть таблицы, приступайте к правой. На каждое недовольство собой приведите контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие довольны уже сегодня, что принимают в вас. Все это запишите в колонке «Контраргументы». На второй этап работы также отводится 5 минут. Затем вы объединитесь в микрогруппы по 3-4 человека и обсудите свои записи.
Заключительная фаза
Занятие 9
Упражнение «Я хочу пожелать нам..»
Упражнение предназначено для позитивного завершения групповой работы. Участники встают в круг, каждый по очереди желает группе что-либо, что, по его мнению, ей необходимо.
Упражнения «Мои ожидания»
Упражнение предусматривает реализацию обратной связи с группой по поводу тренинга, участники садятся в круг и высказывают свои впечатления о том, что понравилось, что полезного они узнали, пожелание ведущему и т.д.
Упражнение «Свеча мнений»
Ведущий зажигает свечу, и участники, передавая ее по кругу, высказывают свои ощущения, чувства по поводу проведенного тренинга
Литература
Воробьева И.В., Шахматова О.Н. Психотехнологии развития личности: учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. Ун-та, 2006.103 с.