Психофизиологические компоненты работоспособности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала и выявить факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала, занятого интеллектуальным трудом на исследуемом предприятии.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
Рассмотреть сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека.
Изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда.
Рассмотреть влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда.
Дать характеристику изучаемой компании и качественный и количественный анализ кадрового состава проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда персонала компании ООО «ИНТЕРРА».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала……………………………………………5
Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения………………………………………………………………………………5
Взаимосвязь работоспособности и производительности труда………….8
Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда…………………………………………………………15
Глава 2. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала на примере ООО «ИНТЕРРА»…………19
2.1 Характеристика и направление деятельности ООО «ИНТЕРРА»……….19
2.2. Анализ кадрового состава………………………………………………….24
2.3. Анализ условий и производительности труда работников компании…….25
2.4. Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности……………………………27
2.5. Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный горный университет»

(ФГБОУ ВПО «УГГУ»)

 

 

 

 

Кафедра «Управление персоналом»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Психофизиология профессиональной деятельности»

 

 

 

на тему:

«Психофизиологические компоненты работоспособности персонала»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Проверил:                                                                     Студентка:.

                                                       Группа:

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала……………………………………………5

    1. Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения………………………………………………………………………………5
    2. Взаимосвязь работоспособности и производительности труда………….8
    3. Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда…………………………………………………………15

Глава 2. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала на примере ООО «ИНТЕРРА»…………19

2.1 Характеристика и направление деятельности ООО «ИНТЕРРА»……….19

2.2. Анализ кадрового состава………………………………………………….24

2.3. Анализ условий и производительности  труда работников компании…….25

2.4. Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности……………………………27

2.5. Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников…………………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….45

Список литературы…………………………………………………………………47

 

Введение

Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности. Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма. В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемостн могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Цель курсовой работы - определить взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала и выявить факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала, занятого интеллектуальным трудом на исследуемом предприятии.

Для достижения цели выделены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека.
  2. Изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда.
  3. Рассмотреть влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда.
  4. Дать характеристику изучаемой компании и качественный и количественный анализ кадрового состава проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда персонала компании ООО «ИНТЕРРА».
  5. Предложить оптимизацию условий труда на предприятии и мероприятия по совершенствованию условий труда и повышению работоспособности коллектива.

Объект исследования - персонал компании Интернет-провайдер ООО «ИНТЕРРА».

Предмет - взаимосвязь психофизиологических особенностей психофизиологические факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала предприятия и умственной работоспособности.

Методы исследования:

1) анализ документов продуктов  деятельности;

2) социологический опрос.

 

Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

 

      1. Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения

Работоспособность - это способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность - это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта1.

В контексте нашего исследования мы уделим внимание умственной работоспособности человека, так как во второй части дипломного проекта речь пойдет о специалистах, занятый именно в сфере умственного труда. Современная научно-техническая революция внесла коренные изменения не только в технологию производства, но и в характер выполняемых трудовых процессов. Тот факт, что уже во многих случаях преобладающей формой труда становится труд умственный, в конечном итоге приводит и к повышению производительности труда, и к значительному увеличению нагрузки на психику человека, т.е. на функции высших отделов головного мозга. Возникающее умственное утомление может способствовать ухудшению функционального состояния организма, падению внимания, нарушению точности движений, снижению работоспособности. Все это свидетельствует о развитии в коре головного мозга тормозного процесса, снижении общей возбудимости центральной нервной системы и снижении подвижности нервных процессов. Развитие тормозного процесса в коре головного мозга при утомлении - биологически целесообразная, охранительная реакция, необходимая для предотвращения развития истощения корковых клеток и организма в целом. Вот почему вопрос об оздоровлении нервно-психической сферы человека, особенно в условиях интенсивного развития техники и связанного с этим большого умственного напряжения, приобретает не только теоретическое, но и важное научно-практическое значение.

Повышение суммарных энергетических затрат человека при умственной деятельности, как правило, определяется характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух расход энергии увеличивается на48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94. а у операторов вычислительных машин - на 60-180%.

Нерационально организованная напряженная умственная работа может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Современная концепция о патогенезе гипертонической болезни указывает на развитие особого невротического состояния под влиянием факторов, вызывающих перенапряжение корковых процессов, сопровождающееся нарушением регуляции сосудистого тонуса вследствие стойкого возбуждения вегетативных прессорных центров.

Особенно существенные нарушения различных функций организма возникают при умственной работе ночью. Исследования показали, что ночная работа, независимо то того, происходит ли перестройка суточного ритма или она отсутствует, выполняется с большим нервно-психическим напряжением.

По данным К.К. Платонова (1960), при переутомлении, возникающем как следствие нервно-психического напряжения, наблюдается: нарушение сна, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, понижение аппетита и головные боли. Благодаря волевому усилию человек при умственном утомлении способен на какое-то время мобилизовать резервные силы организма и поддержать достаточную работоспособность. Однако подобное волевое усилие требует добавочной затраты нервной энергии. При тяжелых формах переутомления появляется необходимость в проведении комплекса интенсивных лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий.

В эпоху научно-технической революции перед врачами и физиологами труда стоит весьма актуальная задача - изыскать пути сохранения в течение длительного времени высокой производительности умственного труда без снижения ее эффективности и при сохранении нормального состояния функциональных систем организма. Большое внимание вопросам сохранения высокой умственной работоспособности на длительное время уделял замечательный русский физиолог К.Е. Введенский. Постоянно подчеркивая, что многие люди работают малопроизводительно и быстро устают только потому, что не умеют организовать свою творческую деятельность, он писал, что "при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают!"

Еще в 1911 г. он определил шесть условий высокой продуктивности умственного труда.

1. Во всякий труд следует входить  постепенно. Соблюдение этого условия  позволяет без "надрыва" включиться  адаптивным регуляторным реакциям  организма и тем самым обеспечить  оптимальный уровень работоспособности.

2. Для высокой умственной работоспособности  необходимы мерность и ритм  работы. Иными словами, для каждого  человека требуется определенный, оптимальный для него ритм  деятельности, оптимальное количество  информации. Недостаток поступающей  информации также опасен, как  и ее избыток.

3. Условием высокой работоспособности  является привычная последовательность  и систематичность работы. Об  этом же очень ярко и страстно  говорил великий русский физиолог  И.П. Павлов.

4. Правильное чередование труда  и отдыха, как и смена одних  форм труда другими, также служит  важным условием сохранения высокой  работоспособности. Гигиена умственного  труда предусматривает правильную  организацию и чередование умственной  деятельности и рационального  отдыха. Состояние отдыха заключается  не в бездействии, а в переходе  к новому виду деятельности.

Физическая нагрузка, выполняемая после напряженной умственной работы, доставляет человеку, по образному выражению И.П. Павлова, "мышечную радость". Рациональное сочетание напряженной творческой деятельности с физической работой обеспечивает полноценное интеллектуальное и физическое долголетие.

5. Продуктивный труд и высокая  работоспособность требуют систематического  упражнения и укрепляющего навыка.

6. Условием высокой работоспособности  является благоприятное отношение  общества к труду. Решение социальных  аспектов этой проблемы в нашей  стране способствует не только  повышению продуктивности умственного  труда, но и его оздоровлению.

 

1.2. Взаимосвязь работоспособности  и производительности труда

Рост производительности труда является главным реальным источником преодоления негативных последствий как реформенного периода, так и мирового финансового кризиса. Это важнейший фактор необратимости проводимых реформ, а в конечном счете - улучшения качества жизни.

Под производительностью труда понимают степень его плодотворности. Она измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

Различают производительность живого труда, определяемую затратами рабочего времени в данном производстве на данном предприятии, и производительность совокупного общественного труда, измеряемую затратами живого и овеществленного (прошлого) труда.

Повышение производительности труда имеет место тогда, когда доля живого труда уменьшается, а удельный вес овеществленного труда увеличивается. Этот рост происходит таким образом, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, сокращается. Дело в том, что масса живого труда уменьшается в большей степени, чем растет масса овеществленного труда.

Совокупная экономия рабочего времени, взятая в соответствии с затратами и производственными ресурсами, характеризует эффективность производства.

На предприятиях производительность труда измеряется показателем выработки продукции на одного работника или в единицу времени. В этих случаях показатель учитывает лишь экономию живого труда. В то же время производительность труда можно измерять как отношение физического объема национального дохода к численности работников материального производства. Специфика данного показателя в том, что он прямо отражает экономию живого труда и косвенно - через объем национального дохода - экономию труда общественного. Отсюда наиболее общий подход определения производительности труда может быть выражен формулой:

где

Пт - производительность труда;

П - продукт в той или иной форме;

Т - затраты живого труда.

Сущность производительности труда можно понять глубже, если разобраться в формах ее проявления.

Прежде всего производительность труда проявляется как сокращение затрат труда на единицу потребительной стоимости и показывает экономию рабочего времени. Наиболее важно - абсолютное снижение трудовых издержек, необходимых для удовлетворения определенной общественной потребности.

Отсюда ориентир предприятий на поиск методов экономии трудовых и материальных ресурсов, то есть уменьшение числа работников на тех участках, где это возможно, а также экономия сырья, топлива и энергии.

Производительность труда проявляется так же, как рост массы потребительных стоимостей, создаваемых в единицу времени. Здесь важный момент - результаты труда, которые означают не просто расширение объемов производимых товаров, но и повышение их качества. Следовательно, учет такого проявления производительности труда на практике предполагает широкое применение в бизнес-планировании и коммерческом стимулировании подходов, отражающих полезность, то есть мощность, эффективность, надежность и т.п.

Производительность труда проявляется и в виде изменения в соотношении затрат живого и овеществленного труда. Если в производственном процессе относительно шире применяется прошлый труд по сравнению с живым, у предприятия имеются шансы повысить производительность труда, а значит, и увеличить богатство общества.

Правда, возможны варианты. В одном случае при уменьшении затрат живого труда издержки овеществленного труда на единицу продукции увеличиваются как относительно, так и абсолютно (при снижении совокупных затрат). В другом - затраты прошлого труда растут лишь относительно, но их абсолютное выражение падает. Такие процессы, например, наблюдают соответственно либо при замене ручного труда механизированным, либо при модернизации устаревшей техники, реконструкции предприятий на основе более прогрессивных и эффективных средств производства.

Информация о работе Психофизиологические компоненты работоспособности персонала