Психофизиологические компоненты работоспособности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала и выявить факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала, занятого интеллектуальным трудом на исследуемом предприятии.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
Рассмотреть сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека.
Изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда.
Рассмотреть влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда.
Дать характеристику изучаемой компании и качественный и количественный анализ кадрового состава проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда персонала компании ООО «ИНТЕРРА».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала……………………………………………5
Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения………………………………………………………………………………5
Взаимосвязь работоспособности и производительности труда………….8
Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда…………………………………………………………15
Глава 2. Анализ психофизиологических аспектов работоспособности и производительности труда персонала на примере ООО «ИНТЕРРА»…………19
2.1 Характеристика и направление деятельности ООО «ИНТЕРРА»……….19
2.2. Анализ кадрового состава………………………………………………….24
2.3. Анализ условий и производительности труда работников компании…….25
2.4. Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности……………………………27
2.5. Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников…………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 99.25 Кб (Скачать файл)

Мнения респондентов разделились: 55% недовольны освещением, 45% - полагают, что их рабочее место освещается хорошо.

Предпоследний вопрос, посвящен уровню шума на рабочем месте:

45% опрошенных недовольны уровнем шума на их рабочем месте, 30% отметили, что раздражающие звуки есть, но они несильно мешают работать, 25% считают, что на их рабочем месте лишние шумы и звуки отсутствуют.

Следующий вопрос - что Вам не хватает на рабочем месте и чтобы Вы изменили в нем в первую очередь:

33% -там не хватает канцлерских  принадлежностей, 33% улучшили бы  оргтехнику, 17% - мебель, лишь 8% в первую  очередь улучшили бы освещение  и уровень шума на их рабочих  местах.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- в целом работники компании не довольны уровнем комфорта на их рабочих местах,

- респонденты полагают, что на их рабочих местах шумно, мебель не эргономична, освещение не достаточное,

- существует необходимость в улучшении материально-технического оснащения рабочих мест в компании, в том числе следует улучшить оргтехнику, снабжение канцелярскими товарами, мебель сделать более эргономичной,

- работники считают организацию рабочих мест нерациональной, требуется изменение планировки и оснащение рабочих мест.

 

2.4. Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности

Так как специалисты call-центра очень заняты, и руководство не приветствует отвлечение сотрудников во время работы, было принято решение проанализировать психофизиологические особенности работников компании в контексте анализа работоспособности посредством самооценки в виде экспресс-опроса.

Стоит отметить, что индивиды часто проводят самооценку собственных навыков, способностей и результатов деятельность в течение рабочего дня. Подобная самооценка определяет то, как они выполняют собственную работу, как они оценивают причитающееся им вознаграждение, необходимость прохождения дополнительных тренингов и то, как их результаты выглядят на фоне их коллег. Однако данная оценка не является точной и объективной. Исследования показывают что, если сравнить несколько оценок, полученных от разных людей, между собой, то выясниться, что оценки индивида, подвергаемого оценки, о самом себе сильно расходятся с полученными оценками от его коллег. Вдобавок, некоторые индивиды намного лучше в самооценке по сравнению с другими. Однако, исследование показывает, что те, кто проводят точную самооценку, показывают лучшие результаты и более быстрое продвижение по служебной лестнице. С другой стороны, те, кто имеют низкую самооценку, также имеют низкие результаты деятельности.

Самая большая проблема при проведении самооценки связана с ее завышением. Так, индивиды оцениваю себя выше, чем есть на самом деле. Например, среди профессионалов высокого уровня, 80% поместили себя в 10% лучших, среди собственных коллег в рабочей категории. Проблема завышения самооценки лежит в следующих областях:

Индивиды убеждены, что их вознаграждения слишком низки.

Индивиды с трудом принимают негативную или конструктивную критику.

Индивид не видит надобности в собственном изменении или развитии.

Что может быть сделано для того, чтобы улучшить точность самооценки?

Предоставить обратную связь. Большинство компаний предоставляют своим менеджерам анонимную обратную связь от их коллег по результатам оценки 360 градус. Исследования показали, что данная методика позволяет снизить в будущем расхождения между самооценкой и оценками от коллег.

Поощрять поиск обратной связи. Топ менеджеры должны способствовать установлению благоприятной атмосферы для обмена обратной связью внутри организации.

Организовывать тренинги. Часто предостережение индивидов от завышения самооценки приводит к более точным результатам.

Предоставлять нормативные группы. Необходимо позволить индивидам сравнивать свои результаты, способности и навыки с другими.

Попросите разрешение индивидов на опубликование результатов по самооценке. Работники менее предрасположены завышать результаты самооценки, если будут знать, что их увидят коллеги.

Руководитель и работник оцениваются вместе. При совместной оценке, и оцениваемый и его начальник независимо заполняют одинаковую форму. После заполнения анкеты они встречаются для того, чтобы сравнить результаты и обсудить возникшие расхождения в оценках.

Руководитель и работник проводят совместную оценку. В данном случае, руководитель и работник встречаются для того, чтобы обсудить предыдущие результаты деятельности работника. После этого они приходят к соглашениям относительно того, как работник будет формально оценен в оценочной форме. Данный подход может быть не применим в иерархичных/традиционных структурах.

Только самооценка. В данном случае, работник сам заполняет оценочную форму и передает ее руководителю, который бы мог изменить оценки, которые он считает неправильными.

Результаты проведенной самооценки следующие. Первый вопрос - Взаимосвязь производительности труда и эмоционального состояния работников (выберете не более 2 ответов).

Таблица 2.1. Распределение ответов на 1 вопрос экспресс-опроса

Вариант ответа

В целом по выборке, %

положительные эмоции увеличивают производительность труда

92

положительные эмоции снижают производительность труда

8

отрицательные эмоции повышают производительность труда

4

отрицательные эмоции снижают производительность труда

88

эмоции не сказываются на моей производительность

3


Итак, по мнению сотрудников, положительные эмоции увеличивают их производительность, отрицательные - понижают, и лишь 3% сотрудников ответили, что эмоции никак не влияют на их производительность.

Второй вопрос - высока ли по Вашему мнению Ваша умственная работоспособность?

Таблица 2.2. Распределение ответов на 2 вопрос экспресс-опроса

Вариант ответа

В целом по выборке, %

да, могу это уверенно утверждать

23

скорее да, чем нет

12

скорее нет, чем да

35

нет

30


 

Видна отрицательная тенденция - 30% респондентов полагают, что их умственная работоспособность низкая, 35% также склоняются к отрицательному ответу, 23% уверенно утверждают, что их умственная работоспособность высока, 12% также склоняются к положительному ответу.

Третий вопрос - чувствуете ли Вы в последнее время умственную усталость?

Таблица 2.3. Распределение ответов на 3 вопрос экспресс-опроса

Вариант ответа

В целом по выборке, %

да

92

нет

2

затрудняюсь ответить

6


 

Большинство опрошенных операторов call-центра - 92% - ответили, что чувствуют умственную усталость, 2% - ответили отрицательно и 6% затруднились с ответом:

Четвертый вопрос - Влияет ли уровень умственной усталости на Вашу производительность?

Таблица 2.4. Распределение ответов на 4 вопрос экспресс-опроса

Вариант ответа

В целом по выборке, %

да

92

нет

4

затрудняюсь ответить

4


 

92% ответили, что умственная усталость  оказывает влияние на производительность  труда, 4% ответили отрицательно, 4% - затруднились с ответом:

Заключительный вопрос - Следует ли руководству уделить внимание вопросам повышения работоспособности персонала?

Таблица 2.5. Распределение ответов на 5 вопрос экспресс-опроса

Вариант ответа

В целом по выборке, %

да, безусловно

87

нет, мы сами справляемся с ситуацией

3

затрудняюсь ответить

10


 

Большинство опрошенных - 87% - ответили утвердительно, 3% отрицательно, 10% затруднились ответить.

Таким образом, по итогам самооценки персонала можно сделать следующие выводы:

эмоции оказывают значительное влияние на производительность труда сотрудников call - центра, большинство сотрудников оценивают свою умственную работоспособность как низкую, при этом также отмечается значительная умственная усталость, которая понижает их производительность и работоспособность, сотрудники отметили необходимость действий со стороны руководства по повышению умственной работоспособности и производительности труда сотрудников.

 

2.5. Рекомендации по повышению работоспособности и производительности труда работников

Как показали итоги проведенного социологического исследования в компании существуют серьезные проблемы с организацией рабочих мест в компании. Поэтому необходимо провести мероприятия по улучшению ситуации с организацией рабочих мест, что позволит значительно повысить работоспособность и производительность труда. Так как руководство ООО «ИНТЕРРА» озабочено повышением качества, конкурентоспособности своей продукции (товаров, работ, услуг), производительности труда своих работников, активно использует для этого "человеческий фактор" и перевыполняет свои обязательства по трудовому законодательству, им было принято решение учесть предложения, разработанных в рамках данного проекта.

Руководству компании следует скорректировать рабочие места, сделав их более эргономичными. Эргономика - это научная дисциплина, комплексно изучающая проблемы взаимодействия человека и техники в конкретных условиях трудовой деятельности в целях оптимизации орудий, условий и организации труда.

В связи с усложнением технических средств и глубокими изменениями в содержании труда в условиях современного производства одним из центральных разделов эргономика становится изучение проблем, связанных с развитием системотехники. Создание и эксплуатация сложных машинных систем исследуются эргономикой под углом зрения оптимального распределения функций между человеком и машиной, а также оценки надежности, точности и стабильности работы оператора с учетом его функциональных возможностей.

Эргономика органично связана с дизайном, целью которого является формирование гармоничной рабочей среды. Эргономика - один из важнейших инструментов современного менеджеризма.

Изучение связи между человеком и технологией с целью достигнуть большего количества точек соприкосновения между обоими. Двойная цель эргономики переплетается с повышением эффективности производства, а также с предоставлением лучших условий труда.

Руководству ООО «ИНТЕРРА» необходимо привлечь к реализации проекта специалиста по эргономике. Например, специалист по эргономике позаботится о том, чтобы кресло оператора call-центра (глее наблюдается наиболее дискомфортные условия труда было надлежащей высоты, чтобы избавить ее от болей в спине и руках. Вместе с уменьшением недовольства сотрудников своей работой это не позволит физической травме помешать производительности труда. В более сложной технологической среде специалист по эргономике будет заниматься распределением функций между человеком и механизмами. Эргономика выросла из научных методов управления, одно из ее направлений занималось развитием технологий, способных решить текущие задачи, и физиологией человека, а также психологическими особенностями человека, которые связаны с влиянием факторов среды на производительность работника. Это будет полезно в улучшении качества рабочего места специалистов ООО «ИНТЕРРА», занимающихся обслуживанием передатчиков, сложного оборудования, монтажникам и наладчикам сети.

Организация рабочего пространства имеет огромное влияние на качество и скорость работы, то есть на конечный результат сотрудника и на прибыль компании. Бесчисленное множество факторов негативно сказывается на работоспособности и влияет на здоровье - это и недостаточное содержание кислорода в воздухе, и повышенная влажность, повышенная температура среды, офисные шумы и ультразвуки, неправильная освещенность, неудобство рабочей позы, многое другое.

Сегодня компьютер стоит почти на каждом рабочем столе. Необходимо повышать культуру организации рабочего места самих работников, стоит обратить внимание персонала, как организовано их рабочее пространство: способствует ли оно повышению продуктивности и уменьшению стресса. Предлагается издать и распространить "Памятки по организации рабочего пространства" среди персонала, в которых будет дана информации как оптимизировать свое рабочее место. В этой "Памятке" буду даны рекомендации следующего рода:

"Чтобы улучшить рабочую обстановку, совершенно необязательно обзаводиться  новой клавиатурой или мышкой. Необходимо начать с правильной  постановки монитора и удобной  позы.

Расстояние до экрана. Сядьте так, чтобы монитор был на расстоянии 60-70 сантиметров от глаз (расстояние вытянутой руки). Неправильное расстояние увеличивает нагрузку на глаза. Положение монитора. Выберите монитор, который можно наклонять, вращать, который имеет настройку контрастности и яркости изображения. Наклоните монитор немного от себя. Верхняя часть экрана должна быть чуть дальше от глаз, чем нижняя. Это уменьшит нагрузку на глаза и научит вас правильно держать шею. (Применение жидкокристаллических мониторов значительно снижает утомляемость глаз и, к тому же, существенно экономит рабочее пространство).

Информация о работе Психофизиологические компоненты работоспособности персонала