Психофизиологические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация подростка с родителями, учителями и вообще старших ровесников, более или менее равных себе по положению. Подросткам свойственно тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия.

Содержание

Введение
1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития

1.2 Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка

1.3 Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста

II) 2.1 Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте

2.2 Внешний вид подростка

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психофизиологические особеннности.docx

— 25.33 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа на тему:

Психофизиологические особенности  подросткового возраста

Содержание

Введение

  1. 1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития

1.2 Половое  созревание, как важнейший фактор  развития подростка

1.3 Физические  и социопсихологические особенности  подросткового возраста

II) 2.1 Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте

2.2 Внешний  вид подростка

Заключение

Список  использованной литературы

Введение

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст  занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный  из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослой жизни. Все  стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются  новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного  поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности  личности детей подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация подростка с родителями, учителями и вообще старших ровесников, более или менее равных себе по положению. Подросткам свойственно  тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и  апробируются навыки социального взаимодействия.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений. В это  время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

I) 1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития

Подростковый возраст - это тот  период жизни, когда у человека формируются  нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно  полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, - а главное, свободный переход от одной ее формы к другой. Однако приходится признать, что организация школьной жизни не удовлетворяет пока требованиям этой ведущей деятельности подросткового возраста. Поэтому именно в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно, поскольку основные психологические новообразования подростков - сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения - формируются в развитых формах общественно полезной деятельности.

Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого  человека, происходит именно у подростков. Поэтому от характера и организации  их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит  богатство форм и способов человеческого  общения, их нравственного поведения  в будущем.

Подростковый возраст - пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие  контуры жизненной позиции. Но для  окончательного ее определения у  подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях. У старшеклассников уже есть для этого все предпосылки - их возраст внутренне связан с  построением жизненных планов, с  определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим  новообразованием старшего школьника  является самосознание.

У индивида, прошедшего все периоды  становления личности, возникают  и закрепляются качества, лежащие  в основе его мировоззрения и  нравственности и необходимые для  последующей активной производственной и гражданской деятельности.

Граница подросткового возраста в  медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической  литературе понимаются по-разному: то как 11 —14 лет, то как 14—18 лет, то как 12—20 лет и т. д. С позиций подростковой психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания — от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности — 18 лет.

С психологической точки зрения, период полового созревания делят на две части негативную и позитивную стадии. В первой из них (до 15 лет) подросток  противопоставляет себя другим, особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется  установленным правилам и порядкам. В позитивной стадии (с 16 лет) выступает  противоположная тенденция к  социализации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке  жизненных правил.

1.2 Половое созревание, как  важнейший фактор развития подростка

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление  полового созревания совпадает с  подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает  уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная связь  между гормональной активностью  половых желез и физическим и  половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков  и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный  рост происходит в тринадцать–пятнадцать  лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков  в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. Нарастание веса также имеет  определенные закономерности: до одиннадцати  лет вес девочек и мальчиков  примерно одинаков: с одиннадцати  до четырнадцати лет вес девочек  превышает вес мальчиков, но к  шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес  их сверстниц. Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.

У части подростков в начальный  период полового созревания также возникают  проблемы с запоминанием больших  объемов информации. В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка . Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой "понимают".

1.3 Физические и социопсихологические  особенности подросткового возраста

Подростковый возраст  как переходный период.

Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с  его полной зависимостью от старших  и невозможностью просуществовать  без них и взрослым возрастом  с его способностью к самостоятельной  жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так  как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков  до полного завершения. Переходным подростковый возраст является также  в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности. В это  же время выявляются и закладываются  некоторые другие личностные компоненты — способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют "трудным". Становление характера, переход  от опекаемого взрослыми детства  к самостоятельности - все это  обнажает и заостряет слабые стороны  личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.

С моей точки зрения, суть подросткового  комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические  особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие  реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся  реакции эмансипации, группирования  со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные  формирующимся сексуальным влечением.

II) 2.1 Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте

Эти реакции у детей были описаны  рядом французских психиатров - G. Heuyer, J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим реакциям относятся следующие: реакция отказа, реакция оппозиции, реакция имитации, отрицательная имитация, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации.

2.2 Внешний вид подростка,  душевное состояние подростка

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся  мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы  и сплёвывая через плечо. У  него появляются новые выражения. Девочка  начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые  она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Родителей  не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А  подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем  не отличаться от сверстников.

Внутренне происходит следующее:

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к  взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как  к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует  больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе  не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять "на все 100", как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вместе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей.

Заключение

Я считаю, что тема "Психофизиологические особенности подросткового возраста" играет очень важную роль в наше непростое время. Эта тема до сих  пор подвергается тщательному изучению, потому что родители, учителя часто  сталкиваются с проблемами подросткового  возраста, нужно уметь их правильно  решать, находить подход к ребенку, а также учиться находить выход  из любой ситуации

Подростковый возраст – время  бурного и во многом противоречивого  развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил  у младших школьников. В это  время происходят значительные изменения  и в организме, и в психике  ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных  заслуг в своей значимой подростковой среде. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть  расставания с отсутствием ответственности.

Учебная деятельность и школа перестаёт  быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную  личность, самоисследование и самоанализ.

Подросток пытается высказаться, пусть  даже самому себе (дневники). В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий  глубже понять других и себя. Подростковый период - это настолько интенсивный  этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком.

Нужно дать возможность подростку  почувствовать непрерывность жизни  и непрерывность изменений и  саморазвития, а данный этап лишь как  ещё одну, возможно, самую сложную  и реальную, ступеньку к взрослой жизни.

Список использованной литературы

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов  ВУЗов. – Екатеринбург.: Деловая  книга, 2002 г., - 704 с. : Изд. 3-е, исп. и доп.

2) Давыдов В.В. Психологический  словарь. Педагогика, 1983. – 448с.

3) Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин  В.В. Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие  для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 368с.

4) Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Изд. 2-е, доп. и перераб.  – Л.: Медицина, 1985. – 416с, 2 л. ил.

Информация о работе Психофизиологические особенности подросткового возраста