Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:20, реферат
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов
Введение…………………………………………………………..…….….3
1. Понятие памяти…………………………………………………..……5
1.2 Виды и свойства памяти………………………………………….……8
1.3 Методы воздействия на память…………………………….…..…….16
2 Питания мозга…………………………………………………….……18
2.1 Формирование и развитие памяти………………………….……..…18
2.2 Тренировка памяти……………………………………………..…..…22
Заключение…………………………………………………….…..……..24
Список использованных источников………………………..…...…...26
Теперь ребенок записывает каждую фразу, опираясь на свои мысленные образы.
3. Связь слова с эмоциями и переживаниями
Ребенок закрывает глаза и представляет себе картины:
4. “Фотографируем” глазами (тренировка зрительной памяти)
Здесь мы поиграем с палочками (в первом классе школьники обычно покупают счетные палочки, их можно использовать) или спичками. Участвуют двое: ведущий и игрок.
Ведущий строит фигурку так, чтобы ребенок ее не видел, потом на пару секунд показывает и накрывает листом бумаги. Игрок “фотографирует” фигурку, прикидывая, сколько там палочек (спичек) и пробует воспроизвести то же самое.
Для начала можно использовать 3-4 спички и если справляется – усложнять фигуры, добавляя спички.
Память кратковременная и долговременная. Первый вид памяти нужен для запоминания информации, важной на данный момент. Хранить такую информацию в мозгу долго нет никакой необходимости. Кратковременную память можно тренировать, если в течение дня приходится сталкиваться с множеством мелочей, о которых по окончании работы можно без сожаления забыть. Долговременный вид памяти – один из самых сложных, ведь он позволяет удержать в сознании всю информацию о жизни человека – с момента рождения и до этого мгновения. Развивая долговременную память, вы сможете при возникшей необходимости легко вспомнить увиденные с детства образы и «дела давно минувших дней».
Профессиональная память. Этот вид памяти просто необходимо развивать тому, кто хочет достичь успеха, подняться по карьерной лестнице, причем в различных отраслях деятельности. Люди, обладающие такой памятью, способны удерживать в мозгу невероятное количество нужной для своей профессии информации. Возьмем, к примеру, врачей или юристов: сколько они должны хранить в голове нужных диагнозов, названий и рецептур лекарств, видов кодексов и статей! В использовании данной информации в нужное время в нужном контексте и заключается высокий профессионализм этих специалистов.
Память произвольная. Этот вид памяти проявляется в специальном запоминании каких-либо явлений, фактов, людей, событий. Произвольная память развивается у человека с детского возраста, и для ее развития также существует много способов и приемов. Взрослым людям заняться тренингом данного вида памяти тоже будет полезно.
Все виды памяти можно условно разделить на 3 группы: 1) Что запоминает человек (предметы и явления, мысли движение, чувство) Соответственно этому различают образную, словесно – логическую, двигательную, эмоциональную виды памяти.
2) Как человек запоминает
(случайно или преднамеренно) здесь
выделяют произвольную и
3) Как долго сохранится запомненное. Данном случае имеют виду кратковременную, долговременную и оперативную память.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека. Некоторые люди обладают ярко выраженной эйдетической памятью (от.греч. эйдос – образ).
Словесно-логическая память выражается в запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Этот вид памяти специфически – человеческий, животные такой памятью не обладают. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее воспроизвести мысль словами. Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражений в каком они были первоначально выражены, в некоторых случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, а буквальное словесное воспроизведение не требуется. В других случаях необходимо запомнить и воспроизвести точное буквальное выражение мыслей (правила, определение).
Двигательная (моторная) – позволяет запоминать умение, навыки, различные движения и действия. Двигательная память проявляется запоминаний и воспроизведений движений, и их систем. Двигательная память позволяет, например, гимнасту мысленно ощутить порядок движений в разученной комбинации. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность. Все люди обладают двигательной памятью однако проявляется у каждого человека она по-разному. Индивидуальные особенности проявления двигательной памяти зависят от двух факторов: 1) от врожденных физических особенностей организма.
2) от упражнений и тренировок
выработки двигательных
Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатлеются в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Произвольная память предполагает наличие специальных целей запомнить, которую ставит человек и производит волевое усилие.
Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление. Они запоминаются самим собой, без никаких волевых усилий. Не произвольная память прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили внимание, на чем мы активно и с увлечением работаем.
Кратковременная память процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточный, для точного воспроизведения, только что происшедших событий, только что воспринятый предметов и явлений. После непроизвольного времени впечатления исчезают и человек оказывается неспособным что - либо вспоминать из воспринятого.
Долговременная память служит для запоминания информации надолго и прочно. Долговременной памяти находятся знания, которые нужны человеку вообще, а не данный момент. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Считают, что экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, его хранения и воспроизведения. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.
Оперативная память – называют запоминание каких – либо сведений, данных на время необходимое для выполнения каких – то операций, определенного акта деятельности. Например, процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать памяти, исходные данные и промежуточные операции, которые дальнейшем могут быть забыты.
Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.
Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.
Повторение известно с древности. Давно бытует крылатое выражение: «Повторение — мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.
Повторение — самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила:
В самом процессе восприятия информации, т. е. когда работает только кратковременная (оперативная) память, следует активнее включить свою внутреннюю речь. Предположим, вам надо запомнить ряд цифр из плана (документа). При этом необходимо удержать информацию более, чем на несколько секунд. Без повторения здесь никто не обходится. Это закон запоминания. Процесс повторения как бы подхватывает слабый, стирающийся след сигнала (информации) и освежает его, закрепляет в памяти. Таким образом, чтобы запомнить большой по объему материал, его надо повторять.
Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, к
1.3 Методы воздействия на память.
Существуют методы воздействия на память.
При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, то есть человек вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить "забытое" после операции.
Был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможен.
Этот центр называется "гиппокамп" и расположен в височной доле мозга.
После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминания новых данных не наблюдалось.
Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. "Короткие" цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.
Для управления памятью более адекватно воздействия на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путём влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими.
Продуктивность памяти складывается из параметров: объём, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению.
Для уменьшения забывания необходимо: понимание, осмысление информации;
Повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти остаётся только 50% механически заученной информации).
Нужно помнить, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений в день.
2. Питания мозга.
Голодающий мозг то же, что голодный работник - он не будет работать хорошо. Самое главное «лакомство» для серых клеточек - кислород, и заполучить его очень просто: раз в неделю три часа отдыхайте на свежем воздухе, занимаясь спортом, бегая или просто гуляя.
Также напомню слова Вирджинии Вульф: «Нельзя ни хорошо думать, ни хорошо любить, ни хорошо спать, если плохо поел». Плохо “накормленный" мозг никогда не сможет работать хорошо. Вашей памяти не принесут никакой пользы однообразная еда, чипсы, белый хлеб и рис, но будут очень полезны фрукты, овощи, рыба, животные жиры и фолиевая кислота (в простонародье просто зелень, печень и бобовые).
Кстати, если вы думаете, что сигареты помогают развеяться, выбросите это из головы: никотин препятствует поступлению кислорода в головной мозг, а значит, ухудшает память.
2.1 Формирование и развитие памяти.
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов, и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.