Пямять, мышление, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»

Содержание

1.ПАМЯТЬ........................................................................................................3
1.1ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ.................................................3
1.2.ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ..............................................4
1.3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ...................6
1.4.ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.............................................................................6
2.МЫШЛЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ..................7
2.1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ................................................7
2.2.МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ............................................................7
2.3.ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ.................................................8
2.4.ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.................................................................................10
2.5.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ..10
3.ЛИЧНОСТЬ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ.....................................................11
3.1.ПРИРОДА ЛИЧНОСТИ...........................................................................11
3.2.НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.........................................................11
3.3.ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ...................................................................12
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................13

Вложенные файлы: 1 файл

Пямять,мышление,личность..docx

— 39.59 Кб (Скачать файл)

 

Филиал Областного государственного бюджетного образовательного

учреждения среднего профессионального  образования

"Рязанский педагогический  колледж" в г.Касимове

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по психологии

 

Память, мышление, личность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                              Проверил преподаватель:

Новикова Татьяна Александровна        Афонина Людмила Ивановна

курс 1, группа 1Д (ЗФО)                       __________________________

                                              (подпись)

 

 

 

 

 

Касимов

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.ПАМЯТЬ........................................................................................................3

  1.1ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ.................................................3

  1.2.ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ..............................................4

  1.3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ...................6

  1.4.ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.............................................................................6

2.МЫШЛЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЫШЛЕНИЯ..................7

  2.1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ................................................7

  2.2.МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ............................................................7

  2.3.ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ  МЫШЛЕНИЯ.................................................8

  2.4.ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.................................................................................10

  2.5.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ..10

3.ЛИЧНОСТЬ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ.....................................................11

  3.1.ПРИРОДА ЛИЧНОСТИ...........................................................................11

  3.2.НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.........................................................11

  3.3.ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ...................................................................12

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ..............................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПАМЯТЬ.

1.1Общее представление о памяти.

 Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[ 1 ].

Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

 Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

 

 

 

 

 

 

1.2.Виды памяти и их особенности.

Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени  сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах  памяти. Рассмотрим и дадим краткое  определение основным из названных  видов памяти.

 Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это память-образ.

 Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

 Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная  память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия  воли в процессах запоминания  и воспроизведения материала  память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

 

 

 

 

 

1.3.Индивидуальные различия памяти у людей.

Память у людей различается  по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти в  смысле безусловного доминирования  одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными  их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

 

1.4.Процессы памяти.

 Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запоминание, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно сохранение и забывание информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И, наконец, третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

  Запоминание - закрепление образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе восприятия. С физиологической точки зрения - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей.Запоминание может быть непроизвольным когда оно совершается само по себе без цели, протекает без усилий. Учебная деятельность-усвоение знаний опирается в основном на произвольное запоминание. Систематическое, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов называют заучиванием.

   Сохранение и забывание.

  Сохранение-это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс "стирания"следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим, когда нет забывания, а забывание- это плохое сохранение материала. Из этого следует, что сохранение это борьба с забыванием.

  Узнавание и воспроизведение.

 Воспроизведение- процесс  появления в сознании представлений  памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление  следов, возникновение в них возбуждения.

 Узнавание- появление  чувства знакомости при повторном восприятии.

 

 

2.МЫШЛЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА МЫШЛЕНИЯ.

Мышление  – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью  психический процесс поисков  и открытия существенно нового, опосредованного  и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Информация о работе Пямять, мышление, личность