Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 10:38, реферат
Проблема развития воображения детей старшего дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. Воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие о воображении…………………………………………………………4
Воображение у детей старшего дошкольного возраста……………………….6
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………….8
Условия развития воображения…………………………………….…………13
Заключение…………………………………………………………………..…16
Список литературы…………………………………………………………….17
К шестилетнему возрасту возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Это, в частности, находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода (Т. А. Репина, А. П. Усова и др.).
Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. Если на первых этапах, в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, атрибутами роли, сходством предметов - заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко развертывается игра у детей 6-7 лет, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).
Образам воображения в этом возрасте присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость.
Нельзя не обратить внимания на большую эмоциональную окрашенность образов детского воображения. Она особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком - настоящие. Немало искренности вкладывает ребенок в созданные им образы. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста. Воображение шестилетнего ученика часто носит всесоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чем говорит учитель, что написано в книге, чего еще не было в непосредственном опыте, памяти ребенка (события истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, растения и т. п.). Но воображение ребенка этим не ограничивается.
К числу наиболее доступных для ребенка приемов преобразования действительности относится изменение величин предметов, доходящее до крайностей. Вообще преувеличение (гипербола) широко используется детьми для создания резких противоположностей, легко доступных не развитому еще пониманию (люди либо образцы добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.). Ребенок создает и новые образы, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению в другой предмет, в другое состояние и т. п.
Условия развития воображения
Говоря о том, что процесс воображения является динамично развивающимся процессом, на наш взгляд, необходимо кратко описать условия его развития. Воображение как психическая функция не формируется за счет научения. Началом его развития представляется естественная изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, выражать себя через доступные средства. "На базе общей активности у дошкольника складывается потребность в новых впечатлениях. Эффекты новизны доставляют огромную радость ребенку и становятся стимулом саморазвития воображения. Связь потребности в новых впечатлениях с общением очевидна: взрослый выступает постоянным источником информации. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазии в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами образов", - объясняет процесс развития детской фантазии Л. С. Выготский в своей работе "Воображение и творчество в детском возрасте. Ребенок осваивает действительность, подражая взрослому, но постепенно допуская варианты действий. Наглядно детское словотворчество и игры со словами. Таким образом, в качестве одного из условий развития воображения можно выделить общение, в частности, со взрослыми людьми. При этом формирующее воздействие взрослого на развитие воображения ребенка будет состоять в создании мнимых ситуаций и образов в совместных с ребенком действиях. В предметно-деловом общении взрослый может использовать игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предметов, придание им несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывания поступков.
В речевом общении это создание образов путем иллюстрации слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка или плана в его импульсивные действия.
Стимулами для развития ребенка будут побуждения к повторению образцов игры или воспроизведению реального на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованность в деятельности ребенка.
Важнейшим фактором, влияющим на развитие детского воображения, является богатство эмоциональной жизни. Эмоция и воображение, как было описано Л. С. Выготским, имеют взаимное влияние.
Следующим необходимым условием развития воображения ребенка является развитие его речи.
В дошкольном возрасте образные формы познания занимают центральное место. Воображение ребенка складывается из двух основных процессов: восприятия и представления в образах. Оперирование образом непрерывно связано с речью сам процесс работы надо образом направляется и уточняется словом. Л. С. Выготский в своей работе "Развитие высших психических функций" выдвинул положение, что развитие воображения ребенка тесно связано с развитием его речи. Представляя результаты изучения связи образа и слова в процессе воображения, Е. А. Лустина подчеркивает: "Образное и вербальное фантазирование в своем начале и развитии неотделимо от речевых перекомбинаций и речевого контроля, благодаря чему ребенку удается получать отражательный результат, отличный от его жизненного опыта. Без речевого участия этого сделать нельзя, что подтверждается фактами прямых корреляций между речевыми аномалиями и нарушениями фантазии. В случаях резкого нарушения вербальной сферы деятельности воображение субъекта, страдающего этим дефектом, падает до нуля".
Речь - мощный толчок для развития воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность представлять себе ту или иную вещь, которую он не видел, и мыслить о ней.
По мнению Е. Е. Кравцовой существуют следующие условия развития творческого воображения у детей:
- процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способных руководить творчески;
- обучение творчеству возможно
только в совместной
Взрослому принадлежат следующие функции: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.
Большое внимание этой проблеме построения занятий по развитию детей уделил Е. В. Заика. По его мнению, исходными принципами организации процесса являются:
- использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала;
- взаимообмен различными
- интеллектуальная
В качестве средств, развивающих воображение, можно использовать все виды деятельности ребенка: сюжетно-ролевые, дидактические игры и игры-драматизации, чтение литературных, волшебных сказок, кратких фольклорных произведений, стихов, прослушивание музыкальных произведений, рисование, лепка, конструирование. Творческий характер воображения напрямую зависит от овладения ребенком способами преобразования впечатлений.
Заключение
Воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.
Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение старшего дошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые черты.
Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.
Хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.
Список литературы
Информация о работе Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста