Развитие деятельности человека в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 05:57, контрольная работа

Краткое описание

Онтогенез и филогенез – два эволюционных процесса, с разных сторон раскрывающих закономерности становления человеческой психики.

Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Содержание

1. Развитие деятельности человека в онтогенезе……………………….3

2. Развитие деятельности человека в филогенезе……………………….9

3. Список используемой литературы…………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Психология 1.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

В психологических словарях социогенез толкуют как происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея социогенеза заключается в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

К основным вопросам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи.

Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500, у Habilis Australopithecus – около 700, у питекантропа – 900, у Homo erectus он увеличился примерно до 900-1000, у синантропа – около 1200, у неандертальца – до 1400, у кроманьонца – примерно 1600 см3. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20–40 %, то увеличение объема мозга на 200 % наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего в области развития мозга.

Человечество существует на Земле всего 1600 поколений. При этом первые 1200 жили в пещерах, а только последние 22 поколения читают напечатанные книги, при этом лишь 5 – при электрическом освещении.

Возможно, что за успехи в биологической и культурной эволюции человечество вынуждено расплачиваться дряхлостью и старостью. За последние полтора века число пожилых пар постоянно увеличивается, однако наиболее тяжелая судьба выпадает на долю тех, кто, потеряв спутника жизни, оказывается в полном одиночестве и не имеет никого, с кем можно было бы разделить повседневные радости и невзгоды. Этим изменениям предшествовал длительный процесс эволюции человека и главным образом его головного мозга. Это, с одной стороны, позволило людям значительно обогнать в развитии всех других обитателей планеты, но, с другой, старческие расстройства мозга или угасание его функций часто делают человека совершенно беспомощным.[4]

Социальная эволюция, или социоантропогенез начинался 40 тыс. лет назад с появлением родоплеменного строя. По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма. Все достижения цивилизации являются следствием того, что человеку свойственно образное и абстрактное мышление.

Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 000 лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким – погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.

Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи. Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново – тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.

Но такой недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой ступени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволюция закончилась, началась эволюция культурная.

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент – мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати как и гортани птиц, состоит в том, что настроены они на довольно узкий диапазон возможностей. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т. п.

Сравнение психофизиологии человека и животных может дать дополнительные знания о роли и характеристиках тех психологических свойств, которыми человек отличается от животных. Это – вторая сигнальная система, абстрактное мышление, возможность вербальной передачи накопленного опыта, самовоспитание, произвольные память и внимание, нравственные и эстетические качества. Однако изучение психики животных и человека показало их большое сходство. Животным свойственны восприятие, эмоции, мотивации, непроизвольная память, научение и т. д. Яркий пример – поведение человека в состоянии аффекта, например ярости: Homo sapiens в нем как бы уснул, зато во всей красе проснулось животное начало. Это означает, что его высшие нервные структуры почти не задействованы, и он подчиняется лишь безусловным рефлексам. Следовательно, в такие минуты человек теряет статус «высшего существа».

Очень многое роднит человека с животными. Как и высшие животные – волки, львы, обезьяны – человек передвигается на специальных отростках, называемых конечностями; имеет в принципе ту же пищеварительную систему; испытывает боль, чувство голода, жажды и иные физиологические позывы; размножается путем спаривания особей противоположного пола; охотится на животных или собирает растения, чтобы прокормить себя, и т. п. Специалисты установили, что «инстинкты» борьбы, избегания опасности, защиты молодняка, даже получения и предоставления сексуального удовлетворения свойственны и животным, и людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1.      Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.

     2 .Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11–15.

     3. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Как остановить старение памяти // 60     лет – не возраст. 2001. № 6. С. 38–43. 

     4. Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и общество, 1990, № 1.
     5. Источники сети интернет.

 

 



[1] Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993.

[2] Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11–15.

[3] Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет – не возраст. 2001. № 6. С. 38–43. 

[4] Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и общество, 1990, № 1.
 


Информация о работе Развитие деятельности человека в онтогенезе