Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние изобразительной деятельности на развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.
2. Выявить особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
3. Изучить влияние уроков изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта
1.1 Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов
1.2 Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
1.3 Уроки изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2.2 Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта
2.3 Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики умственно отсталых школьников на уроках по изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие мелкой моторики.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Многие педагоги и  психологи подчеркивают, что процесс  изображения предмета независимо от его художественного исполнения имеет большое познавательное значение. Рисование помогает учащимся лучше усваивать знания по различным школьным дисциплинам, поскольку оно активизирует внимание. Так, например, методист К.П. Ягодовский [81; 40], справедливо указывает, что «зарисовка, с одной стороны, приводит к более тщательному наблюдению, а с другой – имеет огромное значение не только для прочности запоминания формы, величины, цвета и других сторон изучаемых явлений, но во многих случаях также и для фиксации в сознании учащихся многих существенных признаков и особенностей». Воспроизводя в рисунке предметы и явления, школьники глубже познают окружающую действительность. В изображаемом предмете они усматривают такие детали и частности, которые ими не замечались до рисования.

Головина Т.Н. отмечает, чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано, возможно, большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма [17; 76].

Соответственно, рисование  является одним из эффективных средств  наглядного обучения учащихся. На занятиях тем или иным учебным предметом  педагогу полезно возможно чаще предлагать рисовать ученикам и самому выполнять рисунки на классной доске.

Среди основных средств  обучения изобразительной деятельности важное место занимает педагогическое рисование – выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность  этого способа бесспорна и  подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями. С особой категоричностью эту мысль подчеркивает Л.Ф. Кейран, утверждающий, что рисование на доске представляет собой проблему общепедагогического значения, ибо умением рисовать, как и говорить, должен владеть каждый учитель [31; 45].

Основное достоинство  выполненного на доске рисунка –  простота, четкость и лаконичность изображения. При этом вполне допустимо  известное обобщение формы путем  упрощения деталей и подчеркивания, выделения характерных, наиболее существенных признаков[50] [51].

Систематическое выполнение рисунка учителем приучает школьников не только смотреть, но и действительно  видеть, понимать и лучше запоминать конкретное содержание изучаемого материала.

Общая организационная  структура урока рисования в специальной школе может быть представлено в следующем виде:

  1. Подготовительная часть.
  1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).

2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).

  1. Основная часть.
  1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
  1. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).
  2. Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и техники его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
  3. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания учащихся к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности школьников; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).
  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания школьников на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
  2. Задание на дом.
  3. Организационное окончание урока.

Предлагаемая структура  урока рисования в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности младших школьников с  нарушением интеллекта и оказывает эффективность на развитие моторики младших школьников с нарушением интеллекта.

Прежде всего, обеспечивается понимание учащимися цели выполняемой работы. Наличие предварительной подготовки создает условие для ориентировочно-исследовательской деятельности учащихся, которая предопределяет успешность выполнения задания. Для этого используется система действий, включающая на только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. Подбирается такое содержание учебного материала, которое позволяет ученикам при активной помощи учителя самим участвовать в анализе объекта.

На уроках рисования  с натуры этому способствует применение специально подобранных разборных  моделей из цветных элементов, а  также игрушек, легко расчленяющихся на части. На уроках декоративного рисования весьма полезной оказывается магнитная доска, которая позволяет по-разному манипулировать составными элементами при подборе их, а также проделывать соответствующие перемещения при определении композиции узора. На уроках тематического рисования с целью образования правильных представлений используются макеты предметов [19; 30].

Эти приемы вызывают у  младших школьников с нарушением интеллекта стремление поставить вопросы, касающиеся особенностей изображаемого. Вместо наблюдавшегося ранее пассивно-безразличного отношения к объекту у них пробуждается потребность получить как можно более точные сведения о его форме, конструкции, расположении частей. Это, в свою очередь, ведет к тому, что школьники не только повторно рассматривают предмет, но и пытаются потрогать его, обвести по контору, сопоставить детали, измерить их. Об изменении отношении к натуре свидетельствует и многократный перенос взгляда с рисунка на объект и обратно.

Рисование часто применяется  в работе и на других уроках: естествознания, географии, чтения, арифметики. Элементы изобразительной деятельности используются на уроках ручного труда и включаются в трудовое обучение в старших  классах (особенно при отделке работ по дереву, швейных, переплетных, картонажных и других изделий). Во внеурочное время под руководством воспитателей учащиеся с нарушением интеллекта тоже рисуют (зарисовки во время и после экскурсий, иллюстрирование прочитанного, оформление дневников наблюдений, стенных газет, школьных праздников, тематическое рисование). Во многих коррекционных (образовательных) учреждениях VIII вида работают различные кружки: рисования, керамики, работы с папье-маше, художественной резьбы, выжигания по дереву «Умелые руки» и другие [14].

Таким образом, изучив и  проанализировав теоретические  источники по проблеме развития мелкой моторики младших школьников с нарушением мы пришли к выводу, что мелкая моторика учащихся характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких, деференцированных движений пальцев и кисти рук.

Из работ специалистов мы видим, что развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта является одним из важных психологических факторов обучения рисованию. Высокий уровень сосредоточения необходим в восприятии натуры и рисунка и в осмысливании всего процесса изобразительной деятельности. Развитие мелкой моторики рисующих представляет сложный процесс, и при том его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы над рисунком и применяемых способов его выполнения и корректирования.

На уроках изобразительной  деятельности, в процессе работы с  различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.

Для организации и  проведения уроков по изобразительной  деятельности умственно отсталых учащихся важное значение имеет ранняя диагностика [49].

Следует подчеркнуть, что  обучение рисованию в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида служит важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции развития мелкой моторики.

 

 

 

2. Экспериментальное изучение  развития мелкой моторики младших  школьников с нарушением интеллекта

 

2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта

 

Экспериментальное исследование проходило на базе специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида №2 МОУ г. Хабаровска. В исследовании принимали участие 12 школьников 1-го класса, в возрасте 7–8 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.

В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие  методы: наблюдение, беседа с учителем, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений; методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Исследование проводилось  в течение учебного года. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

Наблюдение за учащимися  осуществлялось за тем, как реагировал каждый школьник на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, расторможенность или медлительность, активность или пассивность.

Из 12 испытуемых можно  выделить 3 ученика, которые комфортно  чувствуют себя во время выполнения задания, они адекватно реагируют  на замечания педагога, в большинстве  случаев с интересом относятся  к предъявленному заданию, стараются  самостоятельно достигнуть результата, легко идут на контакт со взрослыми, умеют общаться со сверстниками, помогают своим товарищам.

3 учащихся во время  проведения эксперимента большой  активности в ходе выполнения задания не проявляли, к некоторым заданиям имели интерес, другие выполняли неохотно. Умеют пользоваться помощью взрослого, постоянно ждут похвалы. Не всегда адекватно реагируют на замечания педагога. У некоторых школьников наблюдается быстрая утомляемость, гиперактивность. В основном учащиеся хорошо идут на контакт со взрослым, умеют общаться со сверстниками.

5 человек из 12 младших  школьников с нарушением интеллекта практически не проявили интереса к выполнению задания. Не умеют пользоваться помощью взрослого, неохотно вступают в контакт, часто отказываются общаться.

Один учащийся отказался  от работы.

Вторым этапом нашего экспериментально-практического исследования было наблюдение, целью которого явилось  изучение особенностей развития мелкой моторики учащихся на уроках изобразительной  деятельности. Во время наблюдения нами было посещено занятие по работе с бумагой «Изготовление медведя» и занятие по работе с глиной «Изготовление неваляшки».

Целью занятия «Изготовление  медведя» было научить детей складывать лист бумаги, показать приемы сгибания бумаги, разглаживание сгибов, закреплять умение работы с клеем и кисточкой, развитие мелкой моторики рук.

Учитель начал занятие  с тренировочных упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Вспоминая  сказку, «Маша и медведь», учащиеся повторяли за учителем слова сказки и делали определенные движения пальцами и ладошками. Например: «сяду на пенек» сгибают пальцы правой руки, «съем пирожок» сгибают пальцы левой руки и т.д.

Все дети кроме Миши С. стараются выполнять движения самостоятельно, но не у всех хорошо получается. Педагог исправляет, корректирует движения Димы В., Жени Д., Дениса М., Миши С., выполняет их вместе с детьми.

Перед основной работой  проводится физзарядка. Педагог раздает  листочки цветной бумаги и начинает показывать приёмы сгибания бумаги сама, а потом выполняет их с ребятами. Сначала выясняет вместе с детьми, где находится левая и правая сторона бумаги, верх и низ, углы. Вера Д., Катя В., Витя К. и Лера С., постоянно ошибаются, отвечают неправильно. Учитель оказывает им помощь. После такой подготовки ребята учатся сгибать лист пополам по вертикальной и горизонтальной линии, делая это в соответствии с объяснениями учителя и показом действия: сначала лист надо сложить так, чтобы совпали стороны и углы: слегка примять место сгиба, затем разгладить его движениями руки вправо и лево. Лучше всего выполняют задание Ира П., Даша К., Катя В., Женя Д. Девочки правильно складывают бумагу, сгибают не очень сильно, движения пальцев рук уверенные, правой распрямляют. Люся Б., Денис М., делает всю работу ведущей левой рукой. Учитель оказывает ей помощь при сгибании листка, т. к. при соединении уголки стороны не совпадают. Миша С., всю работу выполняет только с учителем. Без него отказывается что-либо делать. Витя К., Лера С., Денис М., затрудняются удерживать листок бумаги в руках, при разглаживании он выскальзывает, бумага мнется. При разглаживании у Леры С., листок порвался, девочка расплакалась, учитель оказала помощь ребенку, помогла выполнить ей работу снова.

Информация о работе Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности