Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 22:56, реферат
Задача состоит в том, чтобы на фоне общей и краткой характеристики психологии в нашей стране (за последнее столетие) раскрыть некоторые линии развития в психологии личности, социальной психологии и психологии познания, охарактеризовать и сделать вывод по каждой отрасли психологии. В этих областях науки особенно отчетливо выходит на передний план психология субъекта, которая становится все более актуальной проблемой для всего цикла наук о человеке.
Одновременно с психотехникой проводилась ликвидация педологии. Кампания против этого "лжеучения" была значительно более шумной и помпезной.
Центром педологических дискуссий также являлась Комакадемия, где специально было создано постановлением ЦК партии в 1929 г. Общество педологов-марксистов. Одним из кураторов Наркомпроса, членом его коллегии и ответственным за кадровую работу становится в конце 20-х гг.
А. Я. Вышинский. Развернувшаяся под руководством Н. К. Крупской в Обществе в 1932 г. дискуссия, показала, что педологи глубоко анализируют педологическую науку и практику и видят существующие в ней недостатки.
Предметом обсуждения стали ключевые вопросы: о предмете педологии и ее основных принципах и категориях, о связи педологии с педагогической работой, с практикой обучения и воспитания, о приемах и способах изучения ребенка. В понимании механизмов и факторов психического развития, по словам Басова, "активную, ведущую роль" играет среда, а значит и сам человек, т. к. понятие среды охватывает и весь социальный мир.
Путь решения этой проблемы - в выявлении диалектики отношений общего и частного, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего и в признании ве-дущей роли социальной действительности в определении закономерностей развития человека. В заключение статьи Басов высказывает оптимистическое мнение о перспективах педологии, полагая, что его задача состояла в том, чтобы "подвергнуть ревизии самые основные проблемы, которые должны определить дальнейшее развитие нашей науки".
К сожалению, этим надеждам не было дано сбыться. В 1931 г. в возрасте 39 лет неожиданно и трагически умер М. Я. Басов (от заражения крови).
Натиск на педологию продолжался. Его вершиной, и, соответственно, началом конца педологии стало постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936).
Оно клеймило педологию как лженауку, классово-враждебное течение, издевательски относящееся к детям и тем самым наносящее вред советскому государству. Педологов критиковали за использование бухаринской теории равновесия, недооценку наследия Ленина и Сталина, а также некритическое отношение к буржуазным педологическим и психологическим идеям.
Педология, как наука о целостном развитии, прекращает свое существование. Очевидно, что немаловажную роль в судьбе педологии сыграла развернувшаяся борьба в руководстве Компартии.
Моральное и физическое уничтожение большевиков "ленинской гвардии" (Н. Бухарина, Н. Крупской, А. Бубнова, А. Луначарского), разгром троцкизма отразились и на отношении к тому научному направлению, которое ассоциировалось с их именами. Являясь относительно молодым и бурно развивающимся направлением науки, педология характеризовалась рядом серьезных внутренних трудностей, делающих ее уязвимой перед лицом обрушившейся на нее критики.
Определенную роль в судьбе педологии сыграл тот факт, что наряду с учеными-педологами педологическое движение включало огромное число практикующих педологов, к сожалению, часто слабо подготовленных для углубленной психологической работы с ребенком и не имеющих возможности критично и конструктивно оценить значение тех или иных выдвигаемых научных теоретических идей. Но, несмотря на указанные трудности и недостатки, в целом педология внесла серьезный вклад в развитие психологического знания о ребенке.
"Исключительно ценной была ее попытка видеть детей в их развитии и изучать их в целом, комплексно. Это было безусловно шагом вперед от абстрактных схем психологии ипедагогики прошлого".
Запрещение педологии негативно сказалось на развитии разных отраслей психологической науки в СССР: детской и педагогической психологии, психологии труда и социальной психологии. Последовавшие за этими фактами непосредственного вмешательства идеологии и политики в науку репрессии коснулись многих психологов и выразились не только в отлучении их от научной деятельности, но и в административных санкциях, включая аресты и ссылки (А. Нечаев, С. Геллерштейн, Д. Рейтынбарг и др.
). В результате такой "чистки" рядов психологов, отсекающей все уклоны "вправо" и "влево" от генеральной линии партии, чрезвычайно усложнилась общая обстановка, в которой развивалась психологическая наука в СССР. 8. Итоги развития советской психологии в предвоенный период Если разрушение старого и отжившего в науке, с точки зрения идеологических вождей государства, могло быть осуществлено административным путем, то созидательная работа требовала активной творческой интеллектуальной деятельности по преодолению кризиса в мировой психологии, по освоению марксистской теории, ее адаптации к решению научно-психологических проблем.
И такая работа осуществлялась нашими учеными в трудных условиях. Разумеется, у разных ученых был свой специфический путь к марксизму.
Это определялось и уровнем профессиональной зрелости и общенаучной культуры ученого, и присущей ему мерой социальной ответственности и честности. Несмотря на существенные интеллектуальные потери, понесенные психологией в результате обрушившихся на нее репрессий и гонений, психологическая наука в СССР продолжала развиваться.
Благодаря таланту и творческой инициативе советских ученых, им удалось серьезно продвинуться в осмыслении психологии: в исследовании материального субстрата психики и сенсорных процессов (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Б. Г. Ананьев и др.). Анализе процессуально-содержательных характеристик психики на основе рассмотрения единства сознания и деятельности (школа С. Л. Рубинштейна).
Изучении процесса формирования высших психических функций в русле культурно-исторической концепции (Л. С. Выгодский и его последователи). Психологическом исследовании деятельности и генезиса психического (А. Н. Леонтьева).
Разработке проблемы установки (школа Д. Н. Узнадзе) и психологии отношений (В. Н. Мясищев). Изучении психологии памяти (А. А. Смирнов, П. И. Зинченко).
Рассмотрении проблем индивидуальности (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов). Формировании концепции целостности личности (М. Я. Басов, П. П. Блонский) и т. д. Наряду с общепсихологической проблематикой проводились исследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии труда, сравнительной психологии и т. д. Показателем интенсивности научной деятельности являлось растущее число психологических публикаций в предвоенные годы: за 1938 - первую половину 1940 гг.
Было издано более 160 работ. Обращает на себя внимание и растущая динамика психологических исследований.
Так, в соответствии с планами научно-исследовательской работы по вузам Народного комиссариата просвещения РСФСР в 1937 г. было запланировано 49 тем по психологи (что составило 16 процентов от всей исследовательской тематики), а в 1941 г. - уже 148 тем (из 454, что, соответственно, составило 32,5 процента). В 30-е годы было подготовлено и защищено 9 докторских и 35 кандидатских диссертаций.
Издан ряд учебных пособий по психологии для студентов педагогических техникумов и вузов, издан первый обобщающий труд в области психологии в СССР - "Основы общей психологии" С. Л. Рубинштейна. Выход в свет основополагающего труда С. Л. Рубинштейна "Основы психологии" явился важным событием в научной жизни и свидетельствовал об обретении советской психологией собственного методологического фундамента.
Не случайно, именно эта работа Рубинштейна была удостоена Государственной Премии. Обращение к истории Психологической мысли в СССР показывает, что именно творческое освоение марксистской теории и стоящей за ней целой системы научного знания, накопленного в истории человечества, стало тем важным условием, которое позволило советской психологии обрести методологический фундамент и стать цельным учением.
В этом смысле методологический кризис был преодолен. Внутреннее единство и общность базовых оснований, сложившихся в советской психологии, позволяют нам рассматривать ее как целостную научную психологическую школу, контуры которой уже были в основном очерчены к концу 30-х гг.
, когда завершается
обоснование основных
Медицина хорошо знала о том, что функции непосредственно нарушенных участков мозга не восстанавливаются и что функции нарушенной периферической нервной системы восстанавливаются чрезвычайно медленно в результате прорастания центральных отрезков нерва на периферию. Поэтому особое внимание всегда уделялось восстановлению функций путем викариата (т. е. перемещением их к другим, как правило, симметричным органам) и путем растормаживания функций там, где поражение участков нервной ткани вело к их временному торможению.
Психологи же предложили еще один путь восстановления утраченных функций - путь их функциональной перестройки. Еще в результате довоенных психофизиологических исследований было высказано предположение, что любая сложная функция (речь, письмо, счет и др.
) на самом деле
является сложной
Поражение одного участка коры мозга приводит к нарушению всех процессов, которые опираются на участие данной корковой зоны. Однако функциональная системность строения мозга и осуществление сложных видов психической деятельности приводит к тому, что разрушение различных участков мозга имеет следствием нарушение одной и той же Страницы: 1 2 Похожие рефераты: Развитие отечественной психологии Основные этапы развития психологических воззрений русских мыслителей.
Исследование материального субстрата памяти, психики и сенсорных процессов. Формирование концепции целостности личности.
Рассмотрении проблем индивидуальности и установки отношений.
Развитие отечественной психологии в первой половине ХХ века Астраханский...
Информация о работе Развитие отечественной психологии в первой половине ХХ века Астраханский