Развитие представлений о предмете психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.
В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.
Цель: изучить литературу по истории предмета психологии, рассмотреть основные этапы развития психологии.

Содержание

Введение
Глава 1. Первое представление о предмете психологии__________________4
Становление предмета психологии_________________________4
Этапы развития Психологии_______________________________4
Традиционные представления и предмете психологии__________5
Глава 2. Описание психических явлений отечественными и зарубежными авторами___________________________________________________________9
2.1. История взглядов на психические явления ______________________9
Глава 3. Психические процессы, состояния, как предмет психологии_______13
3.1. Описание психических процессов_____________________________13
Заключение______________________________________________________15
Список литературы_____________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 50.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

факультет психологии и педагогики

кафедра психологии и педагогики

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Общая психология

Вариант № 6

«РАЗВИТИЕ представлений о предмете психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Студент Михайлищева А.В.    

                                         Группа 1 курс

Проверил_____________________

 

 

                                            Екатеринбург 2015 

Содержание.

Введение

Глава 1. Первое представление о предмете психологии__________________4

    1. Становление предмета психологии_________________________4
    2. Этапы развития Психологии_______________________________4
    3. Традиционные представления и предмете психологии__________5

Глава 2. Описание психических явлений отечественными и зарубежными авторами___________________________________________________________9

2.1.  История взглядов на психические явления ______________________9

Глава 3. Психические процессы, состояния, как предмет психологии_______13

3.1.  Описание психических процессов_____________________________13

Заключение______________________________________________________15

Список литературы________________________________________________16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греч. psyche – душа и logos -  учение, понятие). С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Сейчас вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Связано это с тем, что с течением времени изменились представления о предмете психологии.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т. д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Цель: изучить литературу по истории предмета психологии, рассмотреть основные этапы развития психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Первое представление о предмете психологии.

Становление предмета психологии.

Предмет психологии складывался в ходе многовековой истории развития представлений о душевной области как особой части природных явлений. Они возникали уже у первобытного человека, облекались в форму мифологических образов о душе и развивались затем в философских учениях и медицине, а с выделением из философии различных наук – в этих науках.

В античной  философии идея души включала своей частью психические явления: уже Гераклит говорит о мышлении и ощущении. Аристотель дал наиболее полное описание душевных способностей, а введенный им порядок и способ их изучения К. Левин назвал аристотелевским способом мышления в психологии, черты которого отмечал и в психологии XX в.

Учение Аристотеля о душе шире, чем область психологии. Это была наука о живом. Она включала изучение не только психических, но всех функций и любого живого организма, в том числе  и растений.  Понятие души было тем конструктом, с помощью которого объяснялись все его проявления: рост, функции питания, дыхания, размножения и другие процессы жизнедеятельности организма. Именно в таком широком понимании понятие     души    существовало      до XVII в., когда Ф. Бэкон, опираясь на открытия в области анатомии и знания о физиологических функциях тела, отказался от аристотелевской трактовки души и ограничил ее область только психическими явлениями.  Он  же наметил эмпирический путь их описания и познания с практической целью их усовершенствования и развития.

Только после того, как в этом же XVII в. великий Р. Декарт дал критерий психического – сознание – учение о душе стало ограничиваться собственно  психическими и только сознательными явлениями. Но и у Р. Декарта учение о душе остается философским учением о душе как особой реальности – отдельной субстанции, которая, наряду с телесной субстанцией, имеет самостоятельное бытие. Онтологический дуализм Р. Декарта оказал решающее влияние на последующее развитие психологической мысли. Отождествив психическое с сознательным, он указал на интроспекцию как единственный метод его познания. Для объяснения поведения животных (и части действий человека)  он ввел идею рефлекса. Забегая вперед, отметим, что в этом декартовском понимании психического  началось  развитие  психологии как самостоятельной науки в XIX в.

У Дж. Локка изучение психических явлений как сознательных включено в русло философской гносеологической проблемы. Решая проблему опытного происхождения содержаний сознания, Дж. Локк вводит понятие внутреннего опыта – рефлексии. В рамках внутреннего опыта он обо- значил эмпирический путь изучения психических явлений от простого к сложному: выделение элементов со- знания, в качестве которых выступи- ли простые идеи сенсорной природы (ощущения и чувства удовольствия и неудовольствия); способы образования из них сложных образований в процессе обобщения и в результате работы особого механизма, которому дал название «ассоциация идей». Все содержание сознания объяснялось влияниями извне.

Английский врач Д. Гартли в контексте философских и даже теолгиче- ских задач, проблем морали, основываясь на этих представлениях, развил целостную ассоциативную концепцию.

 

 

 

 

Этапы развития Психологии

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

 

 

Традиционные представления и предмете психологии.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Явления сознания как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность"(феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г. Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В. Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Информация о работе Развитие представлений о предмете психологии