Развитие психики в процессе филогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности психики, ее деятельность и поведение.
2. Изучить развитие психики в филогенезе.
3. Рассмотреть развитие психики в онтогенезе.

Вложенные файлы: 1 файл

психол.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

От этого же зависит и их положение  в стае. Поэтому развитие деятельности и, следовательно, развитие психики, определяется биологическими факторами, обеспечивающими  наилучшую адаптацию.

На формирование же психики человека влияют и другие факторы - культурные, которые играют не менее, а иногда и более важную роль в его оптимальной  адаптации к социальной среде, определяют его положение в группе, даже его  физическое и материальное благополучие. Поэтому развитие психики человека определяется не только биологическими, но социокультурными факторами. Изменяется и характер деятельности, которая  направлена теперь на производство новых  предметов и орудий. Эта новая, трудовая деятельность и является причиной формирования сознания, появление которого знаменует переход к последнему, четвертому этапу развития психики -- этапу сознания.

Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования  познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения  человека из биологического существа в личность.

Становление человека как личности приводит к формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно  обусловленных мотивов поведения  и потребностей.

Ускоренному развитию познавательных процессов людей способствовали три фактора развития человеческой культуры: изобретение языка и  развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.

С помощью орудий труда человек  получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее.

 

3. Развитие психики в процессе онтогенеза

 

В отличие от развития вида - филогенеза - развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики  означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

Онтогенез психики - это развитие психики  отдельно взятого организма в  процессе его жизни. Онтогенез психики  человека - возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению  психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические  функции формируются благодаря  психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического  развития психики человека формируются: произвольные психические функции, социальные потребности, высшие нервные  чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы.

Онтогенез (от греч. «онтос» - сущее; «генезис» - происхождение) - развитие психики  индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Временной характеристикой индивидуального  развития является возраст. В отличие  от хронологического возраста, выражающего  длительность существования индивида с момента его рождения, понятие  «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Возрастному развитию присущи два  свойства - метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических  процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни  человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта  возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность  и гетерохронность. Неравномерность  возрастного развития выражается в  том, что развитие отдельных психических  функций осуществляется разными  темпами. Гетерохронность же связана  с тем, что отдельные стороны  психической функции развиваются  разновременно.

Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного  развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или  период становления индивида. Поскольку  возрастное развитие как целостное  образование представляет собой  сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут  быть определены путем изучения структурных  особенностей, взаимосвязей ее различных  сторон, выделения ведущих, системообразующих  факторов, с которыми связана специфика  данного периода жизни.

Каждый период онтогенетического  развития характеризуется определенными  возрастными особенностями. Возрастные особенности - это специфические  свойства психики индивида, закономерно  изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных  свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и  другие характеристики индивида. В  отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

младенческий (от рождения до 2 лет);

предшкольный (от 2 до 3 лет);

дошкольный (от 3 до 6 лет);

младший школьный (от 6 до 11 лет);

подростковый (от 11 до 16 лет);

первый период юности (от 16 до 17 лет);

второй период юности (от 17 до 22 лет);

первый период зрелости (от 22 до 35 лет);

второй период зрелости (от 35 до 60 лет);

пожилой возраст (от 60 до 75 лет);

старческий возраст (от 75 до 90 лет);

долгожительство (от 90 лет и далее).

Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости  от критерия выделяются разные периоды  в жизни человека в разных психологических  концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство  теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления  доверия к миру (Э. Эриксон), или  период оральной стадии (З. Фрейд), или  период тесного эмоционального общения  с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж. Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека. Особое внимание также уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических  процессов и качеств, необходимых  для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена  общества и определяют его поступки.

 

Заключение

 

При написании данной контрольной  работы была поставлена цель - исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе.

Для ее решения необходимо было решить некоторые задачи. В результате чего выявлено:

1. Психикой признается свойство  высокоорганизованной живой материи,  заключающееся в активном отражении  субъектом объективного мира, в  построении субъектом неотчуждаемой  от него картины этого мира  и регуляции на этой основе  поведения и деятельности. Психика  человека обеспечивает внутреннюю  регуляцию его активности, выражающуюся  в его поведении и деятельности. Развитие психики реализуется  в форме филогенеза и онтогенеза.

2. В психологии, проблема эволюционной  теории о происхождении видов  и того, что человек произошел,  выделился от животных рассматривается  в аспекте и развития психики  в филогенезе. Филогенез означает  постепенное изменение различных  форм органического мира в  процессе эволюции, а применительно  к психике - ее изучение как  продукта эволюции. В своей эволюции  психика прошла ряд стадий: от  сенсорной к персептивной, от  персептивной к интеллектуальной  стадии и от интеллектуальной  к формированию сознания. При  этом сознание как особенность  психики человека является продуктом  общественно-исторического развития  человеческого общества, возможность  существования которого обусловлена  использованием и изготовлением  орудий труда, элементов языка,  знаний, норм поведения.

3. Развитие психики в онтогенезе  представляет собой развитие  индивида в отличие от развития  вида (филогенеза). Онтогенез психики  означает ее развитие от рождения  до конца жизни человека или  животного. В онтогенезе осуществляется  поэтапный переход от низших  форм сознания к его высшим  формам. Развитие человека индивидуально.  Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития - попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития - это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

В заключение хотелось бы сказать, что  переход от психики животных к  сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории  развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом  живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как  особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально  изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие  от психики животных - это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей  знаний о мире.

 

Библиографический список

 

1. Григорович Л.А., Марцинковская  Т.Д. Педагогика и психология - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение  в общую психологию. М., 2000.

3. Маклаков А.Г. Общая психология - Спб: Питер, 2001 - 592 с.

4. Луковцева А.К. Психология и  педагогика - КДУ, 2008 - 192 с.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей  психологии (любое издание). Лекции 3-5.

6. Мещереков Б., Зимченко М. - Олма-Пресс, 2004.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону «Феникс», 2000 - 672 с.


Информация о работе Развитие психики в процессе филогенеза