Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:49, контрольная работа
Целью данной работы является исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности психики, ее деятельность и поведение.
2. Изучить развитие психики в филогенезе.
3. Рассмотреть развитие психики в онтогенезе.
От этого же зависит и их положение в стае. Поэтому развитие деятельности и, следовательно, развитие психики, определяется биологическими факторами, обеспечивающими наилучшую адаптацию.
На формирование же психики человека
влияют и другие факторы - культурные,
которые играют не менее, а иногда
и более важную роль в его оптимальной
адаптации к социальной среде, определяют
его положение в группе, даже его
физическое и материальное благополучие.
Поэтому развитие психики человека
определяется не только биологическими,
но социокультурными факторами. Изменяется
и характер деятельности, которая
направлена теперь на производство новых
предметов и орудий. Эта новая,
трудовая деятельность и является причиной
формирования сознания, появление которого
знаменует переход к
Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.
Становление человека как личности
приводит к формированию у него сознания,
воли, разума, способностей, характера,
высших человеческих чувств, культурно
обусловленных мотивов
Ускоренному развитию познавательных процессов людей способствовали три фактора развития человеческой культуры: изобретение языка и развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.
С помощью орудий труда человек получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее.
3. Развитие психики в процессе онтогенеза
В отличие от развития вида - филогенеза - развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.
Онтогенез психики - это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека - возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические функции формируются благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные психические функции, социальные потребности, высшие нервные чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы.
Онтогенез (от греч. «онтос» - сущее; «генезис» - происхождение) - развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.
Временной характеристикой
Возрастному развитию присущи два свойства - метрическое и топологическое.
Метрическое свойство означает длительность
протекания тех или иных психологических
процессов и состояний в
Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.
Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности - это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:
младенческий (от рождения до 2 лет);
предшкольный (от 2 до 3 лет);
дошкольный (от 3 до 6 лет);
младший школьный (от 6 до 11 лет);
подростковый (от 11 до 16 лет);
первый период юности (от 16 до 17 лет);
второй период юности (от 17 до 22 лет);
первый период зрелости (от 22 до 35 лет);
второй период зрелости (от 35 до 60 лет);
пожилой возраст (от 60 до 75 лет);
старческий возраст (от 75 до 90 лет);
долгожительство (от 90 лет и далее).
Возрастные циклы жизни
Заключение
При написании данной контрольной работы была поставлена цель - исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе.
Для ее решения необходимо было решить некоторые задачи. В результате чего выявлено:
1. Психикой признается свойство
высокоорганизованной живой
2. В психологии, проблема эволюционной
теории о происхождении видов
и того, что человек произошел,
выделился от животных
3. Развитие психики в онтогенезе
представляет собой развитие
индивида в отличие от
В заключение хотелось бы сказать, что переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных - это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
Библиографический список
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000.
3. Маклаков А.Г. Общая психология - Спб: Питер, 2001 - 592 с.
4. Луковцева А.К. Психология и педагогика - КДУ, 2008 - 192 с.
5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии (любое издание). Лекции 3-5.
6. Мещереков Б., Зимченко М. - Олма-Пресс, 2004.
7. Столяренко Л.Д. Основы