Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:40, контрольная работа
В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе. Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике - ее изучение как продукта эволюции.
Введение 3
Развитие психики и возникновение сознания 4
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Содержание
Введение
Развитие психики
и возникновение сознания
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Человек - высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.
Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.
В психологии эта
проблема рассматривается в аспекте
возникновения и развития психики
в филогенезе. Термин «филогенез» произошел
от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение)
и означает постепенное изменение различных
форм органического мира в процессе эволюции,
а применительно к психике - ее изучение
как продукта эволюции.
Развитие психики и возникновение сознания
Возникновение психики
С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов - раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.
Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий - тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.
На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы - это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными - движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными - движения от вредных для организма условий.
Организмы, обладающие
раздражимостью, живут в строго определенной
среде, где есть все необходимые
для жизни условия. Но в окружающей
среде постоянно происходят изменения,
нарушающие сложившиеся способы
взаимодействия между организмом и
средой. Если тому или иному виду
начинает недоставать необходимых
для обмена веществ условий, ему
предстоит либо вымереть, либо изменить
форму взаимодействия со средой. Эволюция
психики и поведения
Усложнение условий
жизни (выход из водной среды на сушу,
недостаток пищевых ресурсов и т.д.)
потребовало усовершенствования форм
приспособительного поведения, расширения
отражательных функций и
Появление чувствительности
определило более высокий, качественно
новый уровень отражения
Стадии развития психики
Выделяют три основные стадии развития психики у животных - элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.
Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.
Учитывая эволюцию
внутри стадии, выделяют в ней низший
и высший уровни. На низшем уровне есть
организмы, которые стоят на грани
растительного и животного
В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения - инстинкт. Инстинкт - это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.
Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.
У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.
На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.
Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих - человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма - решение задач.
Усложнение форм
психического отражения и поведения
животных на стадии интеллекта взаимосвязано
с усложнением строения головного
мозга, развитием корковых структур.
Наиболее радикальные анатомо-
Стадия интеллекта
человекоподобных обезьян представляет
собой верхнюю границу развития
психики животных. Далее начинается
качественно новый этап в истории
развития психики - сложный и длительный
процесс историко-
Сознание человека
возникло и развивалось в общественный
период его существования, и история
становления сознания не выходит, вероятно,
за рамки тех нескольких десятков
тысяч лет, которые мы относим
к истории человеческого
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.
Сознание как высшая форма человеческой психики
Сугубо качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание - это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознания выделяются две плоскости: объективная, или Мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предмету.
В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:
1 чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания;
2 значение - это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания;
3 смысл - это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?».
Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения (развития или, напротив, редукции) сознания.
1. Во-первых, изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира.
2. Второе направление изменения и развития сознания заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании.
Возникшее сознание
не просто дополняет собой бессознательно
существующий психический образ. Сознание
качественно меняет, преобразует
его, переводя на принципиально новый
содержательный, собственно человеческий
уровень. Осознанные психические процессы
становятся произвольными, относительно
устойчивыми, управляемыми. Появляются
возможности рефлексии как отражения,
планирования и управления собственными
психическими процессами, свойствами
и состояниями. В человеческой психике
формируется самосознание. Именно поэтому
сознание не только отражает мир и бытие,
но в определенной степени их творит и
преобразует. Между осознанным и неосознанным
миром, между сознательным и бессознательным
в психике существуют определенные, порой
противоречивые отношения, взаимодействия,
связи. Сознание «кочует» по психике человека,
работает по своим, особым законам, не
всегда подчиненным объективным, материальным
правилам. Осознанное поведение и сама
психика человека становятся свободными.
Заключение
Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Информация о работе Развитие психики и возникновение сознания