Речь и ее нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 13:01, творческая работа

Краткое описание

Речь — высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков.
Ее социальная функция → обеспечение общения, а в интеллектуальном плане — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления.
Мышление у взрослого человека само в большинстве случаев воплощается в речи, являющейся его выразителем.

Вложенные файлы: 1 файл

Расстройства речи.ppt

— 1.17 Мб (Скачать файл)

      -  собственно амнестическая;

      -  оптико-мнестическая афазия.

  • Акустико-мнестическая афазия характеризуется неполноценностью слухо-речевой памяти — ↓ способностью удерживать речевой ряд в пределах 7±2 элементов и синтезировать ритмический узор речи. Больной с трудом способен поддерживать разговор с двумя-тремя собеседниками,  несостоятелен в сложной речевой ситуации, не может продуктивно слушать лекции, быстро утомляется при восприятии музыки.
  • Вторично нарушается собственная повествовательная речь — человек не может  воспроизвести длинное, развернутое или сложное по построению предложение, во время поиска нужного слова возникают паузы, заполняемые вводными словами, ненужными подробностями.
  • Для  акустико-мнестических дефектов характерно явление словесной реминисценции — лучшего воспроизведения материала через несколько часов после его предъявления.
  • Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средне-задних отделов левой височной доли (21-го и 37-го полей).

 

 

 

  • Собственно амнестическая (номинативная) афазия проявляется в трудностях называния редко употребляемых в речи предметов при сохранности объема удерживаемого речевого ряда на слух.
  • По услышанному слову больной не может опознать предмет или назвать предмет при его предъявлении. Производятся попытки заменить забытое название предмета его назначением («это то, чем пишут») или описанием ситуации, в которой он встречается.
  • Появляются затруднения при подборе нужных слов в фразе, они заменяются речевыми штампами и повторениями сказанного. Подсказка или контекст помогают вспомнить забытое.
  • Амнестическая афазия является результатом поражения задне-нижних отделов теменной области на стыке с затылочными и височными долями.
  • Амнестическая афазия характеризуется не бедностью памяти, а чрезмерным количеством всплывающих ассоциаций, из-за чего больной оказывается неспособным к выбору нужного слова.

 

 

 

  • Установлено, что функция называния для «общих понятий» локализована в задних левых височных областях, а для более специальных — в передних, вблизи левого височного полюса (рис. далее).
  • Считается, что задняя речевая система в левом полушарии хранит слуховые и кинестетические записи фонем и их последовательностей, составляющих слова.
  • Задняя речевая система сообщается с моторной и премоторной зонами коры как непосредственно, так и через подкорковый путь → включает левые базальные ганглии и ядра передней части таламуса. Через эти пути осуществляется двойной контроль произнесения звуков речи.
  • Подкорковый путь активируется при приобретении и исполнении речевого навыка.

 

 

 

  • Оптико-мнестическая афазия — вариант расстройства речи, редко выделяемый в качестве самостоятельного. Он отражает патологию со стороны зрительного звена и более известен под названием оптической амнезии.
  • Для ее возникновения необходимо поражение задне-нижних отделов височной области с захватом 20-го и 21 -го полей и теменно-затыпочной зоны — 37-го поля.
  • В основе данной формы лежит слабость зрительных представлений о предмете (его специфических признаках) в соответствии с воспринятым на слух словом.
  • У этих больных нет каких-либо зрительных гностических расстройств, но изображать (рисовать) предметы они не могут, а если рисуют, то упускают и недорисовывают значимые для опознания этих предметов детали.

 

 

 

Афферентная (артикуляторная) моторная афазия

 

  • Является одним из самых тяжелых речевых расстройств, возникающих при поражении нижних отделов левой теменной области.
  • Это зона вторичных полей кожно-кинестетического анализатора. Ее повреждения сопровождаются возникновением кинестетической апраксии, включающей как составляющую апраксию артикуляционного аппарата.
  • Эта форма афазии обусловливается двумя принципиальными обстоятельствами:

     - а) выпадением или ослаблением кинестетического афферентного звена речевой системы;

     - б)    потерями специальной  слухо-речевой памяти, в которой  хранятся комплексы движений, необходимых  для произнесения фонем.

 

 

 

Афферентная (артикуляторная) моторная афазия

 

  • Грубые нарушения чувствительности губ, языка и нёба обычно отсутствуют, но возникают трудности синтеза отдельных ощущений в целостные комплексу  кинестетические образы речеисполнительных движений →утрачиваются тонкие двигательные  дифференцировки, необходимые  для  реализации артикуляторной программы.
  • Отсюда → затруднения точного выбора способов артикуляций, особенно сходных по исполнению. Может оказаться недоступным даже произнесение отдельных звуков.
  • В более легких случаях внешний дефект  состоит в трудностях различения звуков речи, близких по произношению (например, «д», «л», «н» — слово «слон» произносится как «снол»).

 

 

Семантическая  афазия

 

  • Возникает при поражении зоны ТРО — стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (или области надкраевой извилины).
  • Для данной формы патологии характерно ослабленное понимание сложных грамматических конструкций.
  • В первую очередь у таких больных в речи нарушается понимание и употребление предлогов, наречий, служебных слов и местоимений, родительного и творительного падежей ►
  • Больные не в состоянии выполнить следующую инструкцию: «Покажите авторучку карандашом», не улавливают различий между выражениями «брат начальника» и «начальник брата» и т.п.

 

 

      Семантическая  афазия  обычно сопровождается    и    нарушениями    счетных    операций    (акалькулией),     которые    непосредственно    связаны    анализом    пространственных    и  понятийных отношений, реализуемых третичными зонами коры сопряженными с ядерной частью зрительного анализатора.

 

 

 

Динамическая  афазия

 

  • Поражаются области, расположенные кпереди и сверху от зоны Брока (10, 44 и 45-е поля).
  • В основе  лежит нарушение внутренней программы (схемы) высказывания и реализации ее во внешней речи.
  • Нарушения замысла могут быть разными по степени выраженности: в тяжелых случаях больной вообще молчит и не пытается начинать говорить; в более легких → нарушения  почти незаметны наблюдателю.
  • В тяжелых случаях самостоятельные развернутые высказывания у больных отсутствуют, при ответе на вопрос они отвечают вяло, односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса (эхолалия), без произносительных затруднений, но интонационно однообразно.
  • В средних по тяжести случаях на фоне относительной сохранности понимания речи выражена тенденция к использованию речевых штампов. Больные не могут связно описать сюжетную картинку, но относительно легко составляют рассказ по серии картинок, где их последовательность создает план рассказа.
  • Критика к своему состоянию снижена, а стремление таких больных к общению ограничено.

 

 

Динамическая афазия

 

 

Проводниковая  афазия

 

  • Возникает при крупных очагах поражения в белом веществе и коре средне-верхних отделов левой височной доли. Часто она  трактуется как нарушение ассоциативных связей между двумя центрами — Вернике и Брока, что предполагает вовлеченность и нижнетеменных отделов.  
  • Основной   дефект   характеризуется   выраженными   расстройствами   повторения   при   относительной   сохранности   экспрессивной   речи.
  • Воспроизведение большинства речевых звуков, слогов и коротких слов  возможно. Грубые  парафазии и дополнения лишних звуков к окончаниям встречаются при повторении многосложных слов и сложных предложений. Нередко воспроизводятся только первые слоги в словах.
  • Ошибки осознаются, и делаются попытки их преодолеть с продуцированием новых ошибок. Понимание ситуативной речи и чтения сохранено, причем, находясь среди знакомых, больные говорят лучше.
  • Поскольку механизм нарушения функций при проводниковой афазии связан с нарушением взаимодействия между акустическим и двигательным центрами речи, иногда она рассматривается  как разновидность слабо выраженной сенсорной, либо афферентной моторной афазии.

 

 

Проводниковая афазия

 

 

Транскортикальная  афазия

 

  • В классической интерпретации этот вид расстройства характеризуется явлениями нарушения понимания речи при сохранном ее повторении (противопоставляется проводниковой афазии).
  • Обычно в ее рамках описываются те случаи, когда нарушается связь между смыслом и звучанием слова (устная речь не понимается, но существует понимание читаемого текста, сохраняется запись слов под диктовку без анализа значения слова).
  • Представленный синдром в чистом виде не существует. 
  • Типичная локализация поражения — участки фронтальной коры вокруг зоны Брока.

 

 

 

  • Смешанная афазия → разнообразие и равноценность речевой симптоматики.
  • Тотальная афазия характеризуется одновременным нарушением произношения речи и восприятия смысла слов и возникает при очень больших очагах либо в острой стадии заболевания, когда резко выражены нейродинамические расстройства. С уменьшением последних начинает выявляться и конкретизируется одна из вышеуказанных форм афазий.
  • Нейропсихологический анализ структуры нарушений ВПФ целесообразно проводить вне острого периода заболеваний.

 

 

Отличия от  внешне похожих расстройств

 

  • От дизартрии — нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух, вызванных ухудшением иннервации речевой мускулатуры. Подобное ухудшение может возникать в результате:

      -    повреждения ядер, расположенных в продолговатом мозгу (бульбарная дизартрия, для которой типична атония речевых мышц), от которых начинаются черепно-мозговые нервы, обслуживающие артикуляторный аппарат;

      -  проводящих  путей пирамидной системы, заканчивающихся  на ядрах продолговатого мозга (псевдобульбарная дизартрия, для которой характерен гипертонус речевых мышц);

      -     повреждения   различных   компонентов   экстрапирамидной   системы,   к   числу   которых   относится   и   мозжечок   (подкорковая   дизартрия, сопровождающаяся типичными нарушениями темпа речи, координации речевой моторики, как, например, при гипо- или гиперкинезе);

      -   повреждения нижних участков  передней и задней центральных  извилин доминантного по речи  полушария (корковая дизартрия, которая часто трактуется как проявление артикуляционной апраксии).

 

 

  • От алалий — исходного недоразвития всех форм речевой деятельности в детском возрасте в результате раннего (в том числе внутриутробного) поражения речевых зон коры (при афазиях имеет место разрушение уже имеющихся речевых функций).
  • Наиболее вероятной причиной алалий у ребенка является двухстороннее поражение речевых зон (как следствие токсикозов беременности, родовых черепно-мозговых травм, асфиксии и т. п.), блокирующее возможность заметной компенсации дефекта в результате передачи речевых функций в неповрежденное полушарие, как это происходит при односторонних поражениях.
  • Происхождение алалий связывается и с повреждением проводящих путей, объединяющих различные морфологические звенья речевой системы.

 

 

  • От дислалий (косноязычия) — нарушений звукопроизношения при сохранном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.
  • Причины → биологические и социальные факторы: соматическая ослабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, коммуникативная депривация, подражание неправильным образцам речи, анатомические изменения в строении артикуляторного аппарата и т. п.

Информация о работе Речь и ее нарушения