Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:30, реферат
"Я мама, а мама никогда не бывает одинокой". К.Денев
Первый подарок матери – жизнь, второй любовь, третий – понимание.
Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно.
1. Введение
2. Основная часть:
А)роль матери в жизни ребенка
Б)материнство и особенности его формирования в семье.
В)воспитание девочек:
1.мать- пример для дочери
2.как вырастить и воспитать дочь.
3. 3аключение
введение
Воспитание в семье является главенствующей ступенью в становлении личности ребенка. Родители играют основную роль в данном процессе. С момента зачатия и до момента рождения главным человеком в жизни ребенка является МАМА, вместе с ней ребенок делает первый вдох, точнее через нее, делает первые движения …а когда он появляется на свет учится делать все это отдельно от мамы, но его сердечко и дальше продолжает биться в унисон с сердцем мамы….именно с тем сердцем, которое будет любить его на протяжении всей жизни.
Роль мамы в семье очень
ответственна и несет в
себе огромное количество
То время, которое ребенок проводит, живя с родителями должно быть как можно более благотворным для него. Он познает мир, находясь под родительским крылом, именно это время остается у него в памяти навсегда, и именно это и служит в последующем своеобразной моделью поведения в собственной будущей семье. В зависимости от пола он проецирует поступки родителя на свою семью, сам того не замечая.
Поэтому крайне важно показать достойный пример в лице себя, чтобы ребенок в дальнейшем и сам мог стать хорошим семьянином и внимательным, заботливым, чутким и любящим родителем. Если же подобного примера в его жизни не будет, то ребенок будет глубоко несчастен, а его будущую семью и детей может ждать та же участь. Воспитывая своих детей, мы прокладываем фундамент для наших внуков.
Сегодня мы будем говорить о роли матери в семье, и в особенности в воспитании дочерей, вспомнив традиции и обычаи, считаясь с мнениями педагогов-психологов.
План: (содержание)
А)роль матери в жизни ребенка
Б)материнство и особенности его формирования в семье.
В)воспитание девочек:
1.мать- пример для дочери
2.как вырастить и воспитать дочь.
Глава первая
Роль матери в воспитании
"Я мама, а мама никогда
не бывает одинокой". К.Денев
Первый подарок матери – жизнь, второй
любовь, третий – понимание.
Хотя отношения между матерью и младенцем
являются основополагающими для человеческих
взаимоотношений, их содержание и особенности
стали исследоваться относительно недавно.
Наши взаимоотношения с матерью или человеком,
который ее заменяет, хотите – верьте,
хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей
жизни. С самого рождения мы учимся от
матери близости, общению, устанавливать
личные границы и дистанцию в отношениях.
Мать показывает нам, как справляться
с неудачами и тревогами, несбывшимися
ожиданиями, утратами и горем. Мать – это
человек, который определяет качество
эмоциональной составляющей личности
или, другими словами, той части нашей
души, которая отвечает за успех в любви
и работе.
Отношения с матерью особенно отражаются
на нашей способности:
- доверять,
- любить,
От того, как сложились наши отношения
или сложатся отношения наших детей с
матерью или человеком, который ее заменяет,
зависит наше понимание безопасности,
свободы, самооценки.
Роль матери настолько велика, что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни.
То, что и как мать говорит, желает,
реагирует на события, выражает эмоции,
записывается в память ребенка и
в дальнейшем влияет на всю его жизнь.
Прежде всех других обнаруживает себя
органическая потребность ребенка в физическом
и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение
такой важной потребности может стать
причиной разных форм психического неблагополучия.
Ребенок - плод материнского тела, и даже
отделившись от него, становясь физически
все более автономным, он долго еще будет
нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях
матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже
став взрослым, будет нуждаться в ее любви.
Он - прежде всего прямое физическое ее
продолжение, и уже поэтому его психологическая
зависимость от нее – органическая.
Между матерью и ребенком складывается
особый вид привязанности, иногда продолжающийся
всю жизнь. Эта привязанность может быть
здоровой, способствующей развитию ребенка
и негативной, удерживающей взросления
и становления ребенка.
Здоровая привязанность к
Мать особо ответственна за формирование
чувства доверия в ребенке к себе, миру,
другим людям.
Известные американские психологи Генри
Клауд и Джон Таунсед много времени уделили
изучению «феномена матери» в нашей жизни.
Они пришли к выводам, что присутствуют
два важных фактора, которые определяют
личность человека:
1.Отношения, которые мы испытываем со
стороны матери и других людей, занимающих
центральное место в жизни.
2. Наш внутренний ответ на эти отношения.
Если, будучи ребенком, человек испытывал
негативное отношение со стороны матери,
то могут появиться предпосылки проникнуться
на всю жизнь недоверием к людям. Такой
человек будет прятать от них свои слабости
и потребности, станет агрессивным и напористым.
Для решения своих личных проблем он будет
прибегать к давлению, контролю над людьми.
Изъяны в отношениях с матерью вызывают
защитную реакцию, которая будет препятствовать
человеку получить то, в чем он нуждается.
Если мать не умеет сочувствовать и проявлять
терпимость, в дальнейшем в человека может
выработаться схема, которая будет препятствовать
ему принимать сочувствие от других. Такой
человек будет обвинять людей, что они
черствы и холодны к нему.
Роль матери в жизни сына!
Мать вкладывает в мальчика свое понимание
жизни, понимание отношений между мужчинами
и женщинами. Мужчина подсознательно ищет
себе жену, схожую с матерью. Если отношения
с матерью складывались плохо, юноша стремится
найти жену с противоположными качествами,
чем мать. Как будущий муж будет любить
свою жену, является зеркалом его любви
к родной матери.
Роль матери в жизни дочери!
Каждая мать должна помнить, что однажды
ее дочь будет следовать ее примеру, а
не ее советам.
Материнство и особенности его формирования в семье.
Современная психология считает, что первый и главный человек, стоящий у истоков развития личности ребенка - это мать. Поэтому любая психологическая помощь, которая оказывается ребенку, имеющему проблемы в психическом развитии, обязательно включает работу не только с ребенком, но и с матерью. В культурных традициях роль матери также всегда признавалась основополагающей, однако, в отличии от науки и психологической практики, культура занималась не исправлением того, что уже не очень хорошо получилось, а направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для “правильного” воспитания ребенка. Все действия матери и ее переживания строго регламентировались еще с беременности, и тем более после рождения ребенка. Однако, беременность, рождение и воспитание ребенка - это уже активное выполнение матерью своих сложных и ответственных функций. Как же возникает готовность матери к этому?
В культуре ничего не пускается на
самотек. Все отношения человека
с миром (миром вещей и миром
людей) строго регламентированы, везде
расставлены указатели и
В каждой семье встречаются две семейных модели (отцовская и материнская), которые сами являются вариантами семейной модели своей культуры. Таким образом, ребенок получает “расширенный” вариант семейной модели. Это важно не только в плане развития самой модели семьи в соответствии с изменениями, постоянно происходящими в обществе. Не менее важным является то, что ребенок получает способ совмещения разных вариантов семейных моделей, который будет необходим ему при создании своей семьи и согласовании своих представлений и способов поведения с имеющимися у супруга. Понятно, что однопоколенные и тем более однородительские семьи этот путь не только заужают, но и не развивают у ребенка способности к гибкому сочетанию стратегий воспитания детей и отношений между супругами. Кроме того, жизнь в своей культуре позволяет выделить в родительских функциях и вариантах их выполнения – общее, то, что присуще всем семьям данной культура, и частное – варианты выполнения родителями своих функций. Особенностью современной культуры, к которой относится и наша страна, является смешение моделей семьи из разных культур. Ребенок в этих условиях не получает в своей семье “базы” для выбора в будущем из столь неопределенных и многообразных вариантов, и не может выделить общее и частное в родительских функциях. Дело осложняется тем, что разные модели семьи и способы воспитания родителей, которые в этих семьях поддерживались и передавались из поколения в поколение, в каждом обществе ориентированы на воспитание ребенка как члена своей культуры, со всеми необходимыми особенностями. Для таких семей остро стоит проблема разрыва с культурными корнями, опытом предыдущего поколения, необходимостью адаптации к новой модели жизни и семьи, часто радикально отличающихся от присущих своей культуре. В прежние времена при заключении межкультурных браков обязательным было принятие другой веры (а значит, и всего уклада) одним из супругов. А для таких новых форм семьи, как однородительские (причем не только материнские, но и отцовские), а тем более гомосексуальные, вообще еще нет ни моделей родительских функций, ни способов их “производства”.
Но несмотря на все имеющиеся варианты и сложности, связь ребенка с матерью в самые решающие периоды жизни, когда происходит закладка базовых индивидуальных и личностных особенностей - в беременности, младенчестве, раннем возрасте – остается, и ее значение для развития ребенка не уменьшается, а, скорее, увеличивается. Ведь в современной семье на матери концентрируются не только ее собственные функции, но и те, которые выполнялись бабушками, тетками, старшими детьми и другими родственниками. Кстати, разделение материнских функций характерно не только для всех древних культур, но и для наших ближайших родственников в животном мире – высших приматов. Поэтому в наше время роль женщины как матери и путь ее становления в этом качестве становятся ее более ответственными и сложными, чем раньше.
В Древнем Китае говорили: “Девочка не станет хорошей матерью, если не будет с детства любить своего будущего ребенка”. Как же возникает любовь девочки к будущему ребенку? Здесь самым главным являются не технические навыки (которые всегда можно наработать), а чувства. Вот их нельзя выучить, они должны родится и вырасти. Возникновение и развитие будущих материнских чувств начинается с того, что еще до рождения, находясь в утробе, ребенок оказывается в ситуации взаимодействия с матерью, и эта ситуация насыщена определенными материнскими эмоциями. Разумеется, мы не помним в деталях все тонкости этих ранних отношений. Но мы запечатлеваем их знак. И этот знак – эмоциональный. То основное, кодирующие ситуацию материнско-детского взаимодействия чувство, которое в течение всей жизни будет, как пароль, определять смысл взаимодействия матери и ребенка. Я и мой ребенок – что это значит? Это хорошо? В этой ситуации покой, тепло, уверенность? Или тревога, страх, раздражение? Или вообще – ничего? Возникая еще до рождения, этот знак сложным образом преобразуется в первые часы после рождения, недели, месяцы, годы. Что случается, когда мне плохо, одиноко, больно, тревожно? Когда мне хорошо, радостно, интересно? Когда я чего-то хочу? Когда я добиваюсь успеха или терплю неудачу? Каким бывает этот знак и как он меняется (или не меняется)? Все его нюансы возникнут потом, как метка, как компас, обозначающие и направляющие чувства и переживания женщины, когда родится ее собственный ребенок - по пути уверенности, удовольствия, сочувствия и поддержки, или по пути растерянности, огорчения, раздражения. Ситуация “Моя мама и я- ее ребенок” повторится, но с другим вектором: “Я – мама и мой ребенок”. И вот здесь правомерно сказать: “от перестановки мест слагаемых…”, или “яблочко от яблони…”.
В.
МАТЬ — ПРИМЕР ДЛЯ ДОЧЕРИ.
Главным воспитателем детей в семье, как правило, выступает мать. Она
дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются
определяющими в ее отношении к своему младенцу. Естественно, что и дети
отвечают матери соответствующим образом, между ними — особенно в раннем
возрасте ребенка — обычно устанавливаются более близкие отношения, чем
между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение,
которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек,
так и мальчиков.
Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери
на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим