Роль матери в семье, ее воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

"Я мама, а мама никогда не бывает одинокой". К.Денев
Первый подарок матери – жизнь, второй любовь, третий – понимание.
Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть:
А)роль матери в жизни ребенка
Б)материнство и особенности его формирования в семье.
В)воспитание девочек:
1.мать- пример для дочери
2.как вырастить и воспитать дочь.
3. 3аключение

Вложенные файлы: 1 файл

Глава первая.docx

— 256.80 Кб (Скачать файл)

введение

Воспитание в семье является главенствующей ступенью в становлении  личности ребенка. Родители играют основную роль в данном процессе. С момента  зачатия и до момента рождения главным человеком в жизни ребенка является МАМА, вместе с ней ребенок делает первый вдох, точнее через нее, делает первые движения …а когда он появляется на свет учится делать все это отдельно от мамы, но его сердечко и дальше продолжает биться в унисон с сердцем мамы….именно с тем сердцем, которое будет любить его на протяжении всей жизни.

 Роль мамы в семье очень  ответственна и несет  в  себе огромное количество различных  функций. Поэтому мама должна  вобрать в себя уйму знаний, умений и навыков, чтобы воспитать  достойное «продолжение рода», ведь чаще всего воспитанием ,как собственно, и образованием ребенка в семье занимается именно мама.

То время, которое ребенок проводит, живя  с родителями должно быть как  можно более благотворным для  него. Он познает мир, находясь под  родительским крылом, именно это время  остается у него в памяти навсегда, и именно это и служит в последующем своеобразной моделью поведения в собственной будущей семье. В зависимости от пола он проецирует поступки родителя на  свою семью, сам того не замечая.

Поэтому крайне важно показать достойный  пример в лице себя, чтобы ребенок  в дальнейшем и сам мог стать  хорошим семьянином и внимательным, заботливым, чутким и любящим родителем. Если же подобного примера  в его жизни не будет, то ребенок будет  глубоко несчастен, а его будущую семью и детей может ждать та же участь. Воспитывая своих детей, мы   прокладываем фундамент для наших внуков.

Сегодня мы будем говорить о роли матери в семье, и в особенности в воспитании дочерей, вспомнив традиции и обычаи, считаясь с мнениями  педагогов-психологов.

 

 

 

План: (содержание)

  1. Введение
  2. Основная часть:

А)роль матери в жизни ребенка

Б)материнство и особенности его формирования в семье.

В)воспитание девочек:

                      1.мать- пример для дочери

                      2.как вырастить и воспитать  дочь.

  1. 3аключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава первая

 

Роль матери в воспитании

"Я мама, а мама никогда  не бывает одинокой". К.Денев 
 
Первый подарок матери – жизнь, второй любовь, третий – понимание. 
 
Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. 
 
Наши взаимоотношения с матерью или человеком, который ее заменяет, хотите – верьте, хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе. 
Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности: 
- доверять, 
- любить,                                                                                                                                  - принимать любовь. 
От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком, который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки. 
 

Роль матери настолько велика, что  уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и  в последующем воспроизводиться в своей жизни.

То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и  в дальнейшем влияет на всю его жизнь. 
Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая. 
 
Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Здоровая привязанность к матери, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся  взаимодействий с матерью у ребенка  формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться  в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом  реагировать. 
 
Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям. 
 
Известные американские психологи Генри Клауд и Джон Таунсед много времени уделили изучению «феномена матери» в нашей жизни. Они пришли к выводам, что присутствуют два важных фактора, которые определяют личность человека: 
 
1.Отношения, которые мы испытываем со стороны матери и других людей, занимающих центральное место в жизни. 
 
2. Наш внутренний ответ на эти отношения.

 
Если, будучи ребенком, человек испытывал негативное отношение со стороны матери, то могут появиться предпосылки проникнуться на всю жизнь недоверием к людям. Такой человек будет прятать от них свои слабости и потребности, станет агрессивным и напористым. Для решения своих личных проблем он будет прибегать к давлению, контролю над людьми. 
 
Изъяны в отношениях с матерью вызывают защитную реакцию, которая будет препятствовать человеку получить то, в чем он нуждается. Если мать не умеет сочувствовать и проявлять терпимость, в дальнейшем в человека может выработаться схема, которая будет препятствовать ему принимать сочувствие от других. Такой человек будет обвинять людей, что они черствы и холодны к нему.

Роль матери в жизни сына! 
 
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери. 
 
Роль матери в жизни дочери! 
 
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам.

 

 

 

 

 

Материнство и особенности  его формирования в семье.

Современная психология считает, что  первый и главный человек, стоящий  у истоков развития личности ребенка - это мать. Поэтому любая психологическая  помощь, которая оказывается ребенку, имеющему проблемы в психическом  развитии, обязательно включает работу не только с ребенком, но и с матерью. В культурных традициях роль матери также всегда признавалась основополагающей, однако, в отличии от науки и психологической практики, культура занималась не исправлением того, что уже не очень хорошо получилось, а направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для “правильного” воспитания ребенка. Все действия матери и ее переживания строго регламентировались еще с беременности, и тем более после рождения ребенка. Однако, беременность, рождение и воспитание ребенка - это уже активное выполнение матерью своих сложных и ответственных функций. Как же возникает готовность матери к этому?

В культуре ничего не пускается на самотек. Все отношения человека с миром (миром вещей и миром  людей) строго регламентированы, везде  расставлены указатели и обозначены способы действий. Однако, не все правила жизни “прописаны пером”. Многие из них содержатся в самом строе жизни, особенно это касается тех правил и норм, которые передаются из поколение в поколение внутри семьи в виде особенностей взаимодействия, взаимопомощи и т. п. При разрушении укладности, разрыве межпоколенных связей именно эти способы регуляции жизни человека страдают в первую очередь и разрушаются наиболее основательно. Одной из таких сложных и очень важных функций является материнство, и в более широком аспекте - родительство. Каждая культура имеет свой образ, или модель, личности: какие качества должны быть у человека, как они выражены, какие особенности темперамента, какие ценности, стили отношений и т.п. Чем традиционнее культура, тем конкретнее и уже эта модель, тем жестче рамки и строже оценка и меры воздействия. “Нарушитель” модели - угроза стабильности и устойчивости общества. Поэтому “производство” человека, как члена своей культуры (то есть, соответствующего культурной модели личности), не могло быть пущено на самотек. Однако, как свидетельствуют и научные, и культурные представления, основы личности закладываются в том возрасте, когда еще, с одной стороны, не ясно, что получится во взрослом состоянии, а с другой стороны, еще невозможно ввести эффективные “санкции”. Этот возраст в психологии называется ранний (до трех лет). В России по этому поводу говорили: “Воспитывать ребенка надо, пока поперек лавки ложится”. А воспитывать должны родители. Поэтому именно их надо сделать такими, чтобы они стали “производителями” ребенка как будущего представителя своей культуры. Таким образом, главной задачей общества становилось “производство” родителей. Но, как уже отмечалось, это именно та область жизни, которая вплетена в уклад семейных отношений. Родителями дети становятся в своей семье, никакие другие общественные институты в этой задаче не участвуют. В культуре достаточно устойчивым является представление о том, что роль матери и ее функции в воспитании ребенка являются ведущими и незаменимыми. В древней Спарте говорили: “Женщина-рабыня вырастит раба. Свободного человека вырастит только свободная женщина”. Не менее выразительна древнеиндийская мудрость: “Один отец стоит ста учителей. Но одна мать стоит сто отцов”. Именно с молоком матери (и даже раньше, еще до рождения) ребенок впитывает присущее его культуре отношение к жизни, ценности, любовь и ненависть. Маленький ребенок во всех культурах принадлежал женскому сообществу, кормление молоком продолжалось до 2-3 лет, и это обеспечивало его тесную связь с матерью. В тех культурах, где мужчины принимали участие в воспитании детей, в младенчестве и раннем возрасте их функции практически дублировали материнские (общение, ласки, игры, забавы, участие в освоении ребенком мира). Изменения в современном обществе повлекли за собой возникновение новой модели личности и одновременно - разрушение прежних способов “производства” родителей и отсутствие новых. В результате “производство” личности теряет все опоры: новая модель не обеспечена "технологиями ее изготовления", а наработка новых технологий также затруднена, потому что “заводы по изготовлению средств производства” (многопоколенная семья), которые можно было бы модернизировать, уже не существуют. В буквальном смысле старый мир разрушен, а на его обломках пока никто ничего не строит. И все же, жизнь наших детей, как и в прежние времена, начинается в чреве матери, продолжается во взаимодействии с матерью и все это, по-прежнему, происходит в семье. Правда, сама семья изменилась, но все же это семья. И по-прежнему, для возникновения нового человека необходима встреча представителей двух полов, и функции каждого из них и в физическом, и в психическом “производстве” человека остаются необходимыми и разными. И в отношении формирования личности ребенка в раннем возрасте главной фигурой по прежнему является мать, которая уже к рождению ребенка должна быть готова к его воспитанию. Как же можно представить становление девочки как матери и особенности этого становления в нашем современном обществе?

В каждой семье встречаются две  семейных модели (отцовская и материнская), которые сами являются вариантами семейной модели своей культуры. Таким образом, ребенок получает “расширенный”  вариант семейной модели. Это важно  не только в плане развития самой  модели семьи в соответствии с  изменениями, постоянно происходящими  в обществе. Не менее важным является то, что ребенок получает способ совмещения разных вариантов семейных моделей, который будет необходим  ему при создании своей семьи  и согласовании своих представлений  и способов поведения с имеющимися у супруга. Понятно, что однопоколенные и тем более однородительские семьи этот путь не только заужают, но и не развивают у ребенка способности к гибкому сочетанию стратегий воспитания детей и отношений между супругами. Кроме того, жизнь в своей культуре позволяет выделить в родительских функциях и вариантах их выполнения – общее, то, что присуще всем семьям данной культура, и частное – варианты выполнения родителями своих функций. Особенностью современной культуры, к которой относится и наша страна, является смешение моделей семьи из разных культур. Ребенок в этих условиях не получает в своей семье “базы” для выбора в будущем из столь неопределенных и многообразных вариантов, и не может выделить общее и частное в родительских функциях. Дело осложняется тем, что разные модели семьи и способы воспитания родителей, которые в этих семьях поддерживались и передавались из поколения в поколение, в каждом обществе ориентированы на воспитание ребенка как члена своей культуры, со всеми необходимыми особенностями. Для таких семей остро стоит проблема разрыва с культурными корнями, опытом предыдущего поколения, необходимостью адаптации к новой модели жизни и семьи, часто радикально отличающихся от присущих своей культуре. В прежние времена при заключении межкультурных браков обязательным было принятие другой веры (а значит, и всего уклада) одним из супругов. А для таких новых форм семьи, как однородительские (причем не только материнские, но и отцовские), а тем более гомосексуальные, вообще еще нет ни моделей родительских функций, ни способов их “производства”.

Но несмотря на все имеющиеся варианты и сложности, связь ребенка с матерью в самые решающие периоды жизни, когда происходит закладка базовых индивидуальных и личностных особенностей - в беременности, младенчестве, раннем возрасте – остается, и ее значение для развития ребенка не уменьшается, а, скорее, увеличивается. Ведь в современной семье на матери концентрируются не только ее собственные функции, но и те, которые выполнялись бабушками, тетками, старшими детьми и другими родственниками. Кстати, разделение материнских функций характерно не только для всех древних культур, но и для наших ближайших родственников в животном мире – высших приматов. Поэтому в наше время роль женщины как матери и путь ее становления в этом качестве становятся ее более ответственными и сложными, чем раньше.

В Древнем Китае говорили: “Девочка не станет хорошей матерью, если не будет с детства любить своего будущего ребенка”. Как же возникает  любовь девочки к будущему ребенку? Здесь самым главным являются не технические навыки (которые всегда можно наработать), а чувства. Вот  их нельзя выучить, они должны родится и вырасти. Возникновение и развитие будущих материнских чувств начинается с того, что еще до рождения, находясь в утробе, ребенок оказывается в ситуации взаимодействия с матерью, и эта ситуация насыщена определенными материнскими эмоциями. Разумеется, мы не помним в деталях все тонкости этих ранних отношений. Но мы запечатлеваем их знак. И этот знак – эмоциональный. То основное, кодирующие ситуацию материнско-детского взаимодействия чувство, которое в течение всей жизни будет, как пароль, определять смысл взаимодействия матери и ребенка. Я и мой ребенок – что это значит? Это хорошо? В этой ситуации покой, тепло, уверенность? Или тревога, страх, раздражение? Или вообще – ничего? Возникая еще до рождения, этот знак сложным образом преобразуется в первые часы после рождения, недели, месяцы, годы. Что случается, когда мне плохо, одиноко, больно, тревожно? Когда мне хорошо, радостно, интересно? Когда я чего-то хочу? Когда я добиваюсь успеха или терплю неудачу? Каким бывает этот знак и как он меняется (или не меняется)? Все его нюансы возникнут потом, как метка, как компас, обозначающие и направляющие чувства и переживания женщины, когда родится ее собственный ребенок - по пути уверенности, удовольствия, сочувствия и поддержки, или по пути растерянности, огорчения, раздражения. Ситуация “Моя мама и я- ее ребенок” повторится, но с другим вектором: “Я – мама и мой ребенок”. И вот здесь правомерно сказать: “от перестановки мест слагаемых…”, или “яблочко от яблони…”.

 

 

 

В.

МАТЬ  — ПРИМЕР ДЛЯ ДОЧЕРИ.

 

      Главным воспитателем  детей в семье,  как правило, выступает   мать.  Она

дает  жизнь  ребенку,  вскармливает  его,   материнские   чувства   являются

определяющими в ее отношении к своему  младенцу.  Естественно,  что и дети

отвечают  матери соответствующим  образом, между  ними  —  особенно  в  раннем

возрасте ребенка — обычно  устанавливаются   более близкие отношения,  чем

между детьми  и  отцом.  Это  обстоятельство  имеет  существенное  значение,

которое следует учитывать и использовать в целях воспитания  как девочек,

так и мальчиков.

      Близость отношений  благоприятствует  воспитательному  воздействию матери

на  ребенка, и поэтому  очень  важно,  чтобы  мать  была  во  всем  настоящим

Информация о работе Роль матери в семье, ее воспитание