Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:39, практическая работа
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.
Результаты
исследований в области когнитивной
психологии, как правило, представляют
в виде моделей переработки
Когнитивный подход
имеет в своей основе ряд аксиоматических
предпосылок. Во-первых, это представление
о поэтапной переработке
Наиболее плодотворной компьютерная метафора оказалась в области исследований структурной организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. В когнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства. У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание. Различают две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания – связана с относительно грубой и параллельной обработкой информации. Вторая – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь становится возможным вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей реконструкции.
Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.
Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.
С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.
Преднамеренное запоминание требует повторения изучаемого материала, без чего нельзя добиться длительного сохранения его в памяти. При этом повторения должны быть осмысленными и планомерными, а не являться механическими.
Успешному заучиванию содействуют следующие правила повторения заучиваемого материала:
Человеческая память — как она устроена, как мы запоминаем то, что нас окружает, какие закономерности при этом наблюдаются. Методы измерения памяти и ее различных видов. Мнемические приемы для лучшего запоминания. Пример уникальных мнемических способностей.
Физиолог Сеченов, говоря о значении памяти для человека, рассматривал человека, лишенного памяти, в качестве вечного новорожденного, неспособного к обучению. Память — это основа нашего опыта.
Наша память основана на ассоциациях — мы запоминаем все происходящее во времени и пространстве, выстраивая схемы и связи. Например, если два события произошли друг за другом, вероятность вспомнить любое из них при предъявлении второго очень высока. Также легко вспомнить два похожих друг на друга или, напротив, противоположных друг другу предмета.
Изучение памяти
Из-за ассоциативной основы памяти возникали проблемы в ее изучении, в частности, в отделении этого процесса от мышления, которое также построено на ассоциациях. Первым это сделал известный ученый Эббингауз, который проверил объем кратковременной памятипосредством запоминания разработанных им рядов бессмысленных слогов.
Выяснилось, что средний человек способен одновременно удерживать в памяти 7±2 знака, слова, предмета и т.п. Еще одной заслугой Эббингауза было изучение процессов запоминания и забывания материала. Так, например, сегодня в образовательных программах широко применяются методы обучения, снижающие открытый Эббингаузом "эффект края". Об этом эффекте говорят, когда при заучивании длинного ряда слов в памяти остаются только те, которые находились в начале и в конце списка.
Изучение процесса забывания давало представление об объеме долговременной памяти. Установлено, что он зависит от:
Источником следов памяти
являются образы восприятия. Поэтому
индивидуальные особенности памяти объясняются особенностя
Исключение из правил
Описанные выше эффекты характерны для большинства из нас, однако бывают и исключения из правил. Представьте себе человека, который сходу запоминает строфу из "Божественной комедии" на итальянском языке, а через 15 лет повторяет ее слово в слово. А также запоминает длинный ряд из бессмысленных слогов и может повторить их через 10 лет без запинки.
Не верите? Такой человек,
действительно, был, и доказательством
тому являются многочисленные экспериментальные
отчеты известных в то время психологов,
которые наблюдали его
Лурия A.P.: Маленькая книжка о большой памяти
Начало этой истории относится еще к двадцатым годам 20го века. В лабораторию автора пришел человек и попросил проверить его память. По прошествии многих лет, мир обогатился свидетельствами удивительных возможностей и множеством новых мнемотехник.
Заучивание рядов бессмысленных слогов затянулось, поскольку удивительный испытуемый отчетливо воспроизводил все слоги независимо от их количества в ряду. Таким образом, объем кратковременной памяти этого человека вычислить было просто невозможно — он постоянно мог увеличиваться. Поразило Лурию и то, что Шерешевский хорошо работал не только с визуальным стимульным материалом(текстами, буквами), но и со звуковым (мелодии, песни).
Шерешевского стали приглашать на ученые советы, он приковал к себе внимание психологов страны. Прежде всего, они хотели добиться от него способов феноменального запоминания. Благодаря этому человеку мир узнал многие мнемотехники. Так, запоминая длинные ряды чисел, букв, слогов или звуков, Шерешевский мысленно вписывал их в различные реальные пространства. Для чисел таким пространством часто становилась начерченная мелом на школьной доске таблица, а для букв, слогов и слов он использовал районы Москвы, которые хорошо знал и по которым мысленно прогуливался, расставляя стимульный материал.
Другой техникой было разбиение
непонятного материала на слоги
с последующим выстраиванием ас
Кстати, при всей своей феноменальности, Шерешевский допускал ошибки, правда, тоже феноменальные. Так, называя длинный ряд слов, который ему предъявили, он забыл слово "карандаш". Позже, после сообщения об ошибке, он рассказал, что раскладывал названные слова, мысленно идя по дороге от работы до дома, и карандаш поместил на дощатый забор. При повторении он просто не увидел карандаш, который слился по цвету с забором. Впоследствии Шерешевский старался размещать предметы на контрастном фоне, увеличивал их освещенность и т.п.
Запоминать Шерешевскому помогала и развитая синестезия. Он говорил, что легче запомнить предмет, обозначаемый словом, если к нему добавить признаки из других модальностей. При предъявлении разных по силе звуков он видел полосы различного цвета, голоса людей также "слышал" оттенками различных цветов.
Общей особенностью Шерешевского была медлительность в действиях и мыслях. Когда зачитывался стимульный материал, он просил экспериментатора читать помедленней. Он говорил, что каждое произнесенное слово рождает свою ассоциацию, и при быстром произнесении они накладываются друг на друга. Тяжелой проблемой для Шерешевского стал процесс забывания. Он не мог стереть оставшиеся в памяти следы даже после символического сжигания написанных на бумаге слов. Впоследствии он научился произвольно управлять забыванием.
Феномен Шерешевского состоял как раз в том, что при наличии уникальных природных данных, этот человек успешно совмещал их с волевыми усилиями, используя различные приемы и техники.