Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:45, доклад
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен - ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Роль психологии в жизни человека
В последние годы наблюдается
бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием
Основной задачей психологии
является изучение законов психической
деятельности в ее развитии. В течение
последних десятилетий
Область явлений, изучаемых
психологией, огромна. Она охватывает
процессы, состояния и свойства человека,
имеющие разную степень сложности
- от элементарного различения отдельных
признаков объекта, воздействующего
на органы чувств, до борьбы мотивов
личности. Одни из этих явлений уже
достаточно хорошо изучены, а описание
других сводится лишь к простой фиксации
наблюдений. Многие считают, что обобщенное
и абстрактное описание изучаемых
явлений и их связей - это уже
и есть теория. Однако следует справедливо
заметить, что одним этим теоретическая
работа не исчерпывается, она включает
также сопоставление и
В познании сущности психических
явлений важнейшая роль принадлежит
категориям диалектического материализма.
Б. Ф. Ломов в уже упомянутой выше
книге выделил базовые
Как известно, на протяжении
многих десятилетий психология была
преимущественно теоретической (мировоззренческой)
дисциплиной. В настоящее время
ее роль в общественной жизни существенно
изменилась. Она все более становится
областью особой профессиональной практической
деятельности в системе образования,
в промышленности, государственном
управлении, медицине, культуре, спорте
и т. д. Включение психологической
науки в решение практических
задач существенно изменяет и
условия развития ее теории. Задачи,
решение которых требует
Исследование практически всей системы психических явлений - от элементарных ощущений до психических свойств личности, - направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в образовательной системе. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Практически во всех образовательных учреждениях введен для обязательного изучения курс психологии.
От того, какое место
отводится психологии в системе
наук, во многом зависит понимание
возможностей использования психологических
данных в других науках. Место, отводимое
психологии в системе наук в тот
или иной исторический период, наглядно
свидетельствовало и об уровне развития
психологических знаний, и об общефилософской
направленности самой классификационной
схемы. Следует отметить, что в
истории духовного развития общества
ни одна отрасль знания не меняла своего
места в системе наук так часто,
как психология. В настоящее время
наиболее общепринятой считается нелинейная
классификация, предложенная академиком
Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость
связей между науками, обусловленных
их предметной близостью. Предложенная
схема имеет форму
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек. Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.
Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
В то же время любая деятельность
людей всегда закономерно зависит
не только от объективных условий
жизни человека, но и от соотношения
их с субъективными моментами. Материалистическая
психология дает действительное научное
обоснование взаимодействия субъективных
и объективных условий, исходя из
того, что материальной основой всех
психических явлений, какими бы сложными
они не были, служат системы временных
связей в коре головного мозга. Благодаря
образованию и функционированию
этих связей психические явления
могут воздействовать на деятельность
человека - регулировать и направлять
его действия, влиять на отражение
человеком объективной
Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология призвана вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.
Как известно, физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы, обеспечивающими "уравновешивание" организма со средой. Легко заметить, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные "этажи" нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания одной лишь физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в
самостоятельную науку
Для психолога совершенно
необходимо достаточно отчетливо представлять
различия в существовании растений
и животных. Важно понимать, что
именно меняется в условиях жизни
с переходом от существования
одноклеточных в однородной среде
к несравненно более сложным
формам жизни многоклеточных. Нужно
хорошо усвоить различия в принципах
существования между миром
Решающее значение для
психологии имеет ее связь с общественными
науками. Исследование процессов и
явлений, изучаемых историей, экономикой,
этнографией, социологией, искусствоведением,
юридической и другими
Сказанное выше делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая, прежде всего, специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук - исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.
Особого места в рассмотрении
данного вопроса заслуживает
связь психологии с педагогикой.
Разумеется, эта связь существовала
всегда. Еще К. Д. Ушинский говорил: "Чтобы
всесторонне воспитать
В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие тщательного психологического исследования. Учет закономерностей протекания психических процессов, динамики формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.
В настоящее время перед
педагогикой, как и перед всей
системой отечественного образования
в целом, стоит немало требующих
оперативного разрешения проблем. Именно
психология призвана определить, каковы
возможности и резервы