Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:34, реферат
Целью исследования является определение влияния психологических кризисов в жизни современного человека, а также соотношения в ней нормативно-возрастных, а также индивидуальных кризисов.
Основными задачами для достижения этой цели будут являться следующие пункты:
1) Раскрытие на теоретическом уровне понятия нормативно-возрастного психологического кризиса;
2) Описать теоретически индивидуальные психологические кризисы;
Введение
1. Психологические кризисы в жизни человека
2. Нормативно-возрастные психологические кризисы
3.Индивидуальные кризисы в жизни человека
4. Роль психологических кризисов в жизни человека
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1. Психологические кризисы в жизни человека
2. Нормативно-возрастные психологические кризисы
3.Индивидуальные кризисы в жизни человека
4. Роль психологических кризисов в жизни человека
Заключение
Список литературы
Введение
Жизнь современного человека, являющегося жителем как городов, так и сел характеризуется довольно значительным присутствием в их жизни кризисов, носящим как нормативно-возрастной, так и индивидуальный характер. Именно поэтому изучение психологических кризисов в жизни человека является актуальным и при этом оно несет не только ярковыраженный теоретический, но и прикладной характер.
Целью исследования
является определение влияния
Основными задачами для достижения этой цели будут являться следующие пункты:
1) Раскрытие
на теоретическом уровне
2) Описать теоретически
индивидуальные
3) Выявить роль
нормативно-возрастных и
1. Психологические кризисы в жизни человека. Теоретический аспект
В современной психологии под термином психологический кризис принято понимать «состояние психической дестабилизации и реинтеграции, ведущее к поиску новых адаптационных возможностей» [2, с.186]. Однако же имеет место и несколько иное понятие этого же явления: «Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.» [7].
Традиционно психологические кризисы разделяют на две крупные подгруппы: нормативно-возрастные и индивидуальные. Следующее деление обуславливается в первую очередь различными предпосылками к возникновению психологического кризиса.
Первой категорией психологических кризисов, которую мы рассмотрим, является категория нормативно-возрастных кризисов.
Итак, «Нормативно-возрастной
кризис - критический период индивидуального
психологического развития при переходе
в последующий период возрастного
развития, характеризующийся
Исходя из определения,
можно понять, что нормативно-возрастной
кризис можно аллегорически
Периодизация нормативно-возрастных кризисов не в последнюю очередь связана с разделением жизни на пять ступеней развития субъективности человека, на каждой из которых имеют место быть период становления событийности и период становления самобытийности. И если первый из этих двух периодов подразумевает под собой кризис рождения и стадию принятия, то второй в свою очередь - кризис развития и стадию освоения, что говорит о концептуальном развитии между этими двумя фазами.
Первая стадия
- оживление. Ей свойственно «становление
человеческого тела в единстве его
сенсорных, двигательных, коммуникативных
функциональных органов» [5]. При входе
в нее имеет место «кризис
рождения», когда младенец становится
индивидуальным существом и связи
с этим испытывает определенные трудности
при качественном изменении его
бытия. После разрешения кризиса (а
он на третьей неделе жизни) ребенок
переходит в стадию новорожденности,
которая заканчивается
Второй ступенью развития субъективности человека является одушевление - «развитие собственных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей» [5], вступление на которую начинается с кризиса младенчества, причиной которого служит то, что ребенок попадает в то же четырехмерное динамичное пространство, что и взрослый, что приводит к возникновению «Я сам» ? феномена-спутника субъективности, начинающей формироваться к 11-18 месяцам. За кризисом младенчества следует раннее детство, завершающееся кризисом в 2,5-3,5 лет, первым признаком которого становится негативизм, не проявляемый ранее ребенком. Причиной этого кризиса становится противоречие внутри ребенка между потребностью действовать самому и потребностью в соответствии требованиям взрослых. Это первый кризис, который в полной мере протекает внутри субъективности ребенка. Если этот кризис не разрешить, а чаще всего главным инструментом в его разрешении служит игра, в которой ребенок получает роль, которую он может проецировать на взрослых, то ребенок вполне может стать аутистом. После преодоления «кризиса 3-х лет» наступает дошкольное детство.
С кризиса детства (5,5-7,5 лет) вступает в действие третья ступень субъективности - персонализация, то есть «оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям» [5]. «Негативное содержание возраста проявляется в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.» [1]. В этом же возрасте имеет место утрата свойственной детям непосредственности и наивности. Дети утрачивают ситуативность реакций, и их поведение становится более независимым от воздействий среды, более осознанным и произвольным. В это же время формируется чувство собственного достоинства и потребность в уважении со стороны социума, прежде всего близких родственников. Центральным же моментов кризиса является становление самосознания ребенка. После кризиса наступает время отрочества, кризис которого наступает уже в возрасте 11-14 лет. Наиболее типичной его чертой становится противоречивость поведения. Часто этот период именуют «переходным возрастом» и отмечают его причины именно стремительными в своей динамичности биологическими изменениями в организме. Среди психологов есть следующее мнение: «развитие в подростковом возрасте проходит под знаком его взросления, определяется появляющимся у подростка чувством взрослости и тенденцией к взрослости» [6]. Самосознание подростка производит новую потребность: потребность в обретении индивидуальности, в обладании свойствами, отличными от окружающих. В целом же «сущность кризиса развития составляют противоречия внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании» [5]. После его преодоления индивид входит в юность, на которой завершается третья ступень субъективности.
Ступень индивидуализации, а именно «обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и собственной жизни» [5]. Этот кризис наступает в период после окончания школы, когда требуется выбрать вектор своей будущей профессии и, собственно, жизни, то есть самоопределение. После этого выбора наступает некоторое отделение от семьи, получение некоторой материальной независимости от родителей и, возможно, создание своей собственной семьи. Именно наличие личных жизненных планов и начало их реализации являются движущим фактором данного кризиса. В результате кризиса юности «рождается» молодость, чей кризис наступает, как правило, приблизительно в возрасте 27 лет. Этот кризис формируется в связи с осознанием того, что как таковая молодость миновала и необходима рефлексивная оценка прожитых лет. В связи с этим подведением итогов часто формируется «чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду со страхом перед ними» [5]. Этот глубинный анализ своей личности, равно как и ее последующий пересмотр, служат предпосылками для последующей переоценки ценностей, необходимой для осознания своего подлинного места в жизни. Итогом кризиса служит переход во взрослость, которая завершает 4 ступень субъективности.
Пятая ступень субъективности - универсализация - это ничто иное как «восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира» [5]. Вхождение в него начинается с кризиса взрослости (39-45 лет) или так называемого «кризиса среднего возраста». Связан он с тем, что физические силы индивида убывают, и продолжение активной жизни прошлых лет становится весьма затруднительной. Вполне вероятен эскапизм индивида, проявляющийся в инфантильном поведении. Следующей предпосылкой кризиса является подчас значительный диссонанс между тем, что в юности именовалось «жизненными планами» и тем, что реально достигнуто к этому возрасту. Этот процесс заставляет подводить промежуточные итоги в жизни, большая часть которой (во всяком случае, активной) осталась позади. Все это дает очередной толчок к переоценке старых ценностей и к обретению новых ценностей, становящихся флагманом для последующих духовных изысканий, которые превалируют в периоде зрелости, следующим за кризисом взрослости, кризис которой приближается в 55 лет. Биологически этот кризис обуславливается предпенсионным возрастом, значительным снижением физических и интеллектуальных способностей и осознанием этого. Этот возраст часто называют началом старения и отзываются о нем как о «трудном возрасте душевного кризиса» [4]. Ценности, обретенные во время кризиса взрослости, уже не оспариваются, но активно и в полной мере усваиваются именно в этом возрасте. Это ведет к качественно новой переоценке личности не только в профессиональном плане, как было ранее, но вообще, il abstracto. В этом возрасте духовное окончательно получает статус неизмеримо выше физического. Еще одним признаком возраста становится принятие мысли о смерти как о должном. После этого кризиса следует старость, завершаемая смертью, то есть концом физической жизни индивида.
Индивидуальный
кризис - критическое состояние
Вообще индивидуальные
кризисы по причинам можно разделить
на две относительно крупные группы:
кризисы, являющиеся следствием деформации
структуры непосредственно Эго (статические
изменения, потеря какой-либо части
Эго) и кризисы, причинами которых
является невозможность реализации
каких-либо тенденций личности (они
в свою очередь связаны уже
с динамическими
Ситуации, которые приводят к определенному кризисному состоянию, подразделяются на следующие:
1. Стрессовые события: травмы, катастрофы, все виды насилия, потери близкого, участие в локальных войнах.
2. Специфические виды проф. деятельности, например: спасатели, военные хирурги и т.п.
3. Суицидное поведение вне зависимости от мотивации.
4. Терминальное состояние.
5. Переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные, трансформационные кризисы).
6. Потери близких, расставания, развод [8].
Для любого личностного кризиса характерно то, что личность может выбрать два пути разрешения кризиса: прогрессивный, когда разрабатывается новая модель, позволяющая разрешить кризис и выйти на новый уровень, или же регрессивный, являющийся антонимичный к первому.
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:
1) первичные
рост напряжения, стимулирующий
привычные способы решения
2) дальнейший
рост напряжения в условиях, когда
эти способы оказываются
3) еще большее
увеличение напряжения, требующее
мобилизации внешних и
4) если все
оказывается тщетным,
Факт кризиса можно диагностировать по наличию следующих паттернов поведения: страх, сильное чувство одиночества, стремление к отчуждению, специфическое переживание состояние безумия при крайне редком его достижении.
В самом индивидуальном кризисе, вернее в его протекании можно выделить несколько основных этапов:
1) Предкризисное «обыденное» состояние;
2) Вызов;
3) Смерть-возрождение;
4) Урок;
5) Возвращение
к предкризисной жизни с
Вызов характеризуется резкими переменами в индивидуальной жизни человека (будь то ее внешнее или внутреннее ее проявление) и необходимостью в адаптации к новым условиям.
Такой вызов вынуждает человека разрешать выбор между двумя ситуациями:
· идти вслед за вызовом в непонятные и ранее неизведанные области реальности, к новым территориям внутри личности, сознания, деятельности, к принципиально новому качеству жизни;
· не принимать вызова, как бы не замечать надвигающегося кризиса и глубже закрыться в привычном, то есть путь эскапизма.
Информация о работе Роль психологических кризисов в жизни человека