Роль психологических кризисов в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:34, реферат

Краткое описание

Целью исследования является определение влияния психологических кризисов в жизни современного человека, а также соотношения в ней нормативно-возрастных, а также индивидуальных кризисов.
Основными задачами для достижения этой цели будут являться следующие пункты:
1) Раскрытие на теоретическом уровне понятия нормативно-возрастного психологического кризиса;
2) Описать теоретически индивидуальные психологические кризисы;

Содержание

Введение
1. Психологические кризисы в жизни человека
2. Нормативно-возрастные психологические кризисы
3.Индивидуальные кризисы в жизни человека
4. Роль психологических кризисов в жизни человека
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СРС 2 Физиология.docx

— 28.42 Кб (Скачать файл)

Самым сложным  и многогранным является кульминационный  период, названный выше «Смерть-возрождение». В этом периоде прежняя структура  индивида теряет свои основы, которые  пересматриваются и в итоге либо отбрасываются за ненадобностью, либо сменяются принципиально новыми, то есть умирает прежняя структура  Эго, а на ее месте возникает «возрожденная» новая. «Из шоковой зоны «дна кризиса» есть четыре модели выхода:

- позитивная  дезинтеграция с переходом па  качественно новый уровень целостности  сознания и личности;

- сумасшествие  с различным возможным содержанием;

- негативная  дезинтеграция с потерей социальных  коммуникаций, жизненности и возврат  в комфортную зону с минимальным  уровнем витальности;

- смерть» [9].

После качественных внутренних изменений индивид рефлексивно  оценивает происходящее и извлекает  урок из предыдущего кризиса, получая  необходимый опыт и модель для  поведения в подобных ситуациях  в дальнейшем.

Далее же индивид, извлекший уроки и получивший новые смыслы, возвращается к предыдущей жизни в обновленном формате.

В целом же, несмотря на то, что логически любой индивидуальный кризис вписывается в модель с  ее причинно-следственностью, надо отметить, что протекают они по большей части в том формате, когда их протекания у разных индивидов не совпадают и носят сугубо индивидуальный характер.

нормативный индивидуальный психологический кризис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Роль психологических кризисов в жизни человека

 

Рассмотрев  два вида психологических кризисов в жизни человека, можно заметить, что их основной функцией является потребность в переходе к принципиально  новому состоянию от нынешнего. Метафорически это можно представить в образе костюма, который сначала, после приобретения его индивидом подходит ему по размеру и по фасону. Со временем растущий (буквально или фигурально) индивид замечает, что прежний костюм уже тесен, и он нуждается в обнове. Данное переходно-переломное состояние и следует именовать психологическим кризисом.

Нормативно-возрастной кризис при этом не имеет никаких  предпосылок, кроме возраста (как  биологического, так и психологического, в разных пропорциях, в зависимости  от типа кризиса) и его можно считать  базовым, так как это типовой  набор кризисов, через который  проходят все индивиды, которые доживают до них.

Индивидуальный  кризис по определению носит более  индивидуальный характер, поэтому логично  предположить, что разные индивиды сталкиваются с ними с разной периодичностью, что зависит в свою очередь  от окружающего их событийного фона, образа жизни и восприятия самой  жизни, а также уровня рефлексивности в ее восприятии.

Оба типа кризисов играют значительную роль в жизни  человека. В первую очередь это  возможность получения нового опыта, новых моделей поведения, позволяющих  в будущем лучше ориентироваться  в текущих ситуациях.

Во-вторых, психологические  кризисы открывают дорогу к новым  ценностям, которые, чаще всего, качественно  превосходят предыдущие, что позволяет  индивиду духовно совершенствоваться, переходить на новый этап развития.

В-третьих, они  улучшают навыки психологической устойчивости индивида.

В-четвертых, кризисное  состояние есть лучший индикатор  для индивида своих личностных качеств, силы воли, готовности сопротивляться агрессивности самого кризиса, а  также дееспособности своих идей, смыслов и ценностей.

При этом стоит  отметить, что в современном городском  обществе, в котором темп жизни  достаточно динамичен роль психологических  кризисов возрастает и становится все  более и более значительной. Это  связано, прежде всего, с тем, что  динамичная среда и необходимость  быть адаптированным в нее во-первых, служит основой для акселерации (то есть нормативно-возрастные кризисы протекают раньше) и изменения стиля жизни на такой, который приводит к учащению индивидуальных психологических кризисов, связанных, прежде всего, со стрессовыми ситуациями, возникающими практически ежедневно.

Стоит, однако же, заметить, что не все кризисы разрешаются  положительно и приводят к открытиям  новых горизонтов объективной или  же субъективной реальности. Неразрешенный  нормативно-возрастной кризис может  привести к тому, что проблемы индивида будут лишь накапливаться и новый  кризис будет только еще более  острым. Некоторые из них настолько сильны, что воля индивида не способна с ними справится, что может привести к попыткам перманентного отчуждения через алкоголь и другие стимулирующие средства, к сильной психологической подавленности, временной сильной подверженности чужому влиянию, ослаблению механизмов психологической защиты и, в наихудшей конфигурации, к самоубийству. Именно поэтому вышеперечисленные проблемы активно обсуждаются в современной социологии крупного города и в психологии мегаполиса.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно отметить, что роль психологических  кризисов в жизни человека крайне неоднозначна. Несмотря на всю их позитивную роль, описанную выше, просто нельзя не отметить и их негативные последствия, так как их разрешение является крайне сложным для индивида с психологической, а в некоторых случаях и  с физической тоски зрения. Среди  индивидуальных кризисов часто встречаются  и такие, положительный эффект от которых явно уступает негативным последствиям его разрешения (все зависит от грамотности способа его разрешения), но как таковые можно отметить нервное истощение, приобретенные  проблемы с окружающими из-за временного отчуждения, непонимание и духовное одиночество.

Изучая нормативно-возрастные и индивидуальные кризисы практически  невозможно не заметить следующие различие: большая часть первых сконцентрировано в детстве, когда индивид только входит в жизнь и быстро перенимает у взрослых паттерны, необходимые  для успешного становления в  ней. Что же касается индивидуальных кризисов, то их расположение на линии  жизни чаще всего обратно первому. Хотя индивидуальные кризисы и зависят  от каких-то внешних событий или  внутренних потребностей индивида, все-таки, хронологически, они расположены  в своем подавляющем большинстве  как минимум после «переходного возраста», так как ранее индивид  в достаточной мере не имеет возможность  рефлексивно оценивать достаточно сложные процессы, происходящие внутри его самосознания и вокруг него. Таковым примером является экзистенциальный кризис, который является трансвозрастным, так как ответы на него даются индивидом и в юности, и в молодости, и во взрослости и в более поздних периодах жизни, но в зависимости от превалирующих ценностей, разрешение экзистенциального вопроса бывает различным.

Соотношение кризисов двух порядков также является сложным  вопросом, поскольку оно зависит  от продолжительности жизни субъекта и, собственно, содержания его жизни. От этих параметров и будет зависеть то, какие кризисы будут преобладать  в его жизни и то, какие будут  иметь на нее более серьезное  влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 М.:1984 С.251

2. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М.:"Издательство ПРИОР", 2002. - 506с., с.186\

3. Козлов В.В.  Работа с кризисной личностью.  Москва, Издательство Института  Психотерапии, 2003, 300с.

4. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/

8. http://www.sospsy.ru/textpage.php?type=krizisy_psihologicheskie&sm=id_6_0

9. http://www.rusarticles.com/psixologiya-statya/psixologiya-duxovnyj-krizis-etapy-razvitiya-i-puti-preodoleniya-2240700.html


Информация о работе Роль психологических кризисов в жизни человека