Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:04, контрольная работа
В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления. Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.
Понятие о темпераменте.
Типы темперамента и их психологическая характеристика.
Связь темперамента с нервной системой.
Роль темперамента в жизни человека.
Изучение и учёт темперамента дошкольника в воспитательно-образовательном процессе.
В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем, русле стремится сохранить свою само-ценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.
В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.
Тип темперамента
не может быть «хорошим» и «плохим».
Темперамент придает
Четыре друга опоздали в театр.
Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.
Сангвиник сразу понял, что в партере не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.
Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».
Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.
Человек проявляет одни и те же динамические особенности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера.
Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.
Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Изучение
и учёт темперамента
От темперамента зависит увлеченность
определенной деятельностью, глубина
интересов, скорость запоминания, быстрота
восприятия, способность к концентрации
внимания, удобный темп деятельности,
интенсивность психических процессов,
направленность преимущественно вовнутрь
или вовне и многое другое.
Темперамент определяет всю динамику
психической жизни, становления индивидуальности.
В нем — своеобразие путей развития каждого
ребенка.
Приведем краткие
характеристики четырех основных.
Есть ли среди ваших детей яркие представители
какого-либо из них?
Сангвиники
среди нас - это душа коллектива.
Холерики - движущая сила.
Флегматики - наша совесть.
Меланхолики - мозговой центр.
САНГВИНИК
Живой, подвижный, приветливый ребенок,
легко идущий на контакт, открытый, жизнерадостный.
Говорит чаще громко, быстро, эмоционально.
Речь обычно сопровождается выразительной
мимикой и жестикуляцией. Умеет преодолеть
препятствия, пользуется симпатией ровесников.
Проблемы:
- если вы поручили
ему скучную и однообразную
работу, он легко "забудет"
о ней и займется чем-то более
интересным;
- если же все-таки займется вашим поручением,
то бросит дело, как только ему предложат
что-то еще более привлекательное;
- не все его многочисленные друзья будут
соответствовать привычному для вас кругу
людей.
Рекомендации: Сангвиникам необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
ФЛЕГМАТИК
Спокойный, неторопливый, рассудительный ребенок, достаточно терпеливый, в том числе и к физической боли. Речь у него спокойная, равномерная, замедленная, без выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, Общается с небольшим кругом детей, устойчив в привязанностях.
Проблемы:
- пока он будет умываться,
завтракать и аккуратно
- если он все же успеет к началу, звонок
на перемену прозвенит раньше, чем он красиво
напишет в тетради "Классная работа";
- попробуйте без согласования заменить
привычный завтрак на что-нибудь новенькое,
и вы рискуете нарваться на большой скандал;
- маленький флегматик способен заставить
вас неделю читать одну и ту же сказку
на ночь, не позволяя изменить в ней ни
одного слова.
Рекомендации: Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно
ответственен и основателен, чтобы выполнить
порученное дело. Вашим девизом должна
стать известная народная поговорка -
тише едешь, дальше будешь. Правда, время
от времени тормошите не в меру медлительного
флегматика, чтобы он окончательно не
заснул. Рассказывайте ему интересные
новости из окружающего мира, развивайте
творческое мышление рисованием, музыкой,
шахматами. Его могут заинтересовать те
виды спорта, которые не требуют быстрой
реакции.
ХОЛЕРИК
Дети-холерики обычно беспокойны, необузданны,
раздражительны, с трудом приспосабливаются
ко всяким ограничениям, режимным моментам,
требованиям старших. Речь быстрая, неровная,
эмоционально ярко окрашенная. В общении
хотят быть лидерами, предпочитают подвижные
игры.
Проблемы:
- часто он настолько
увлечен очередной своей идеей,
- задания бросается выполнять, недослушав
до конца, все делает быстро, но небрежно,
не замечая неточностей и ошибок;
- с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив
и агрессивен не в меру;
- излишняя самостоятельность, любовь
к риску и склонность к необдуманным поступкам
может привести к неприятным приключениям;
- холерик очень общителен, но легко может
поссориться со всем коллективом сразу
и с каждым по отдельности.
- проблемы с общением в подростковом возрасте
часто приводят к истерическим реакциям,
угрозам суицида. К счастью, эти угрозы
редко исполняются.
Рекомендации: Главное - повернуть эту бешеную энергию
в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными
видами спорта - это даст выход стремлению
к лидерству, тренировки научат контролировать
свои движения, рассчитывать силы. Чтобы
компенсировать излишнюю торопливость
и невнимательность, помогите ему осознать,
что часто качество гораздо важнее скорости.
Ваш девиз - лучше меньше, да лучше!
Помните, что вам придется постоянно следить
за тем, чтобы он проверял свою работу
и доделывал ее до конца
МЕЛАНХОЛИК
Дети-меланхолики похожи на тепличные
растения: с чужими они боязливы, замкнуты,
нерешительны, зато в привычной доброжелательной
обстановке сообразительны, внимательны
и отзывчивы, Разговаривают тихо, быть
из первых ролях не стремятся.
Проблемы:
- делая совершенно невинное замечание,
вы получаете поток слез и отчаянное: "У
меня никогда ничего не выходит, ни на
что я не гожусь";
Рекомендации: Меланхолик
с трудом включается в коллективные игры,
но, сумев преодолеть себя, с удовольствием
веселится вместе со всеми. Помогите ему
включиться в игру, научите его знакомиться,
порепетируйте первые фразы, с которыми
он подойдет к незнакомым сверстникам.
Убедите его, что неудача не делает его
хуже остальных. Ваш девиз в общении с
меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".
Но помните! Люди с одним типом темперамента, в чистом виде встречаются крайне редко!