Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:37, реферат
Теория эволюции занимает особое место в изучение истории жизни. Она стала той объединяющей теорией, которая служит фундаментом для всей науки. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Применительно к живым организмам эволюцию можно определить как развитие сложных организмов из предсуществующих более простых организмов с течением времени. Ч. Дарвин создал теорию об эволюции живого на земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Идеи об эволюции жизни высказалась на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами. Дарвин впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза, обосновав учение о происхождение видов путем естественного отбора. Наследственность, изменчивость, отбор- таковы факторы эволюции.
Введение……………………………………………………………….............3
Глава 1. Теория эволюции Ч. Дарвина.
1.1. История создания эволюционной теории Ч. Дарвина…………………4
1.2. Критические воззрения на теорию Дарвина…………………………...6
1.3. Дарвинизм как материалистическая теория эволюции………………...8
Глава 2. Роль теории эволюции Ч.Дарвина в развитии психологии и её значение для науки.
2.1. Влияние эволюционной теории Дарвина на развитие психологии….10
2.3. Значение эволюционной теории Дарвина..........................................13
Заключение……………………………………………………………….........14
Список литературы……………………………………………………………15
В результате в ряду поколений происходит расхождение признаков —
дивергенция, что, в конце концов приводит к расщеплению исходного вида на разновидности, которые могут стать новыми видами Уклонения, не
соответствующие условиям среды, не сохраняются: особи, которым присущи
такие признаки, гибнут: но незначительные мутации комбинируются при
скрещивании особей, прошедших отбор. Это приводит к изменению свойств
организма. Так, благодаря гибели особей, обладающих резкими неадаптивными уклонениями, и скрещиванию выживших первично неадаптивные мутации в процессе отбора превращаются в новые приспособления. Так как гибнут в борьбе за существование и выживают (проходят отбор) не отдельные признаки, а несущие эти признаки особи, эволюционировать может только популяция —
группа принадлежащих к одному виду и постоянно скрещивающихся между собой особей, обитающих на одной территории. Идущее под контролем естественного отбора скрещивание приводит не только к преобразованию мутаций, но и к постепенному распространению новых приспособлений на все особи, составляющие популяцию. Благодаря непрерывному действию отбора в процессе эволюции накапливаются новые адаптивные изменения тех признаков, по которым идёт отбор. Но все части любого организма теснейшим образом связаны между собой, поэтому в ходе эволюции возникает соотносительная, или коррелятивная, изменчивость. Постепенное изменение строение организмов в соответствии с факторами внешней среды в конечном итоге приводит к становлению новых видов. Конкретное направление эволюции определяется с одной стороны действием естественного отбора, а с другой — наличием спектра неопределённых наследственных уклонений у составляющих популяцию
организмов, которые могут подвергнуться отбору. Таким образом,
наследственная изменчивость — это лишь материал для эволюции. Главным движущим фактором эволюции служит естественный отбор. Важным положением дарвинизма является представление об относительности органической целесообразности, т. е. представление о том, что приспособленность организмов к условиям внешней среды, целесообразность их строения и функций несовершенна. Относительный характер приспособленности и обусловливает эволюцию, заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора. Признание органической целесообразности имманентным свойством живых организмов приводит либо к полному отрицанию эволюции: организмы идеально приспособлены к условиям среды и не подвержены изменениям, как предполагали креационисты, либо к постулированию эволюционного процесса, основанного на наследовании приобретённых признаков и свойств: организм может адекватно, целесообразно
реагировать на изменения среды, и эта реакция закрепляется у потомков.
Однако до сих пор нет убедительных доказательств такого процесса.
Развитие Д. стимулировало
прогресс многих областей
результате эволюционной трактовки факты, добытые наукой, в свою очередь,
способствовали дальнейшей разработке проблемы. Благодаря трудам советских биологов А. Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена, а также ряда зарубежных учёных (Г. де Беера, Дж. Хаксли, Ф. Добржанского, Б. Рента, Дж. Симпсона и др.) выяснены многие закономерности эволюции
Современный дарвинизм служит важнейшей теоретической основой как биологии, так и сельского хозяйства и медицинской практики: только последовательный дарвинистический подход даёт возможность эффективного преобразования пород домашних животных и сортов культурных растений, выведения новых, более продуктивных штаммов микроорганизмов-продуцентов антибиотиков; дарвинизм
создаёт основу для представления о биосфере как сложнейшей развивающейся системе и в перспективе даёт возможность управления эволюционным процессом
Глава 2. Роль теории эволюции Ч.Дарвина в развитии психологии и её значение для науки.
2.1. Влияние эволюционной теории Дарвина на развитие психологии.
Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие
психологии оказал принцип эволюции и шире — принцип развития. По С. Л.
Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием:
философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею развития, и эволюционного естествознания. Немецкий психолог К. Гросс (1861—1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Дарвина повлияли на психологию как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микроскоп: экспериментальные методы придали ее исследованиям проникающую в глубь точность, а стремление провести
сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире и подойти к вопросу о развитии души открыло для нее новые необъятные области исследования. Это зоопсихология, психология народов, психология
детства»[3]. В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов
путем естественного отбора», самую значительную работу в биологии. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин специально
исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что
человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их». В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею
общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея
приспособительного значения
психики оказала большое
психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.
Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии—психологии животных, детской психологии
и психологии так называемых малокультурных народов.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и тому подобное). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека. По словам самого Дарвина, «как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное». Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой Дарвином сравнительной психологии. Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч.Дарвина, помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают
биологические предпосылки возникновения сознания человека.
Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики. Под
влиянием теории эволюции Ч. Дарвина возник вопрос о том, отличается ли и,
если отличается, то чем психика современного человека от психики
первобытного (о первобытном состоянии можно судить, изучая современные
народы, уровень развития которых соответствует первобытному). Возникли две школы. В Англии Э. Тейлор выдвинул концепцию первобытного анимизма. К этой школе принадлежит также Дж. Фрэзер Тейлор рассматривает многочисленные факты, в которых убедительно выступает исключительное своеобразие представлений о мире отсталых народов (обрядовые действия, вера в сновидения, мифы о природе, верования и др.). Являются ли они результатом различий в основных познавательных процессах или единый универсальный человеческий ум порождает различные картины мира в разных условиях жизни? По Тейлору, на всех этапах исторического развития мышление человека всюду
одинаково. Дикарь, так же как и современный человек, пытается ответить на
вопросы о законах мира, причинах событий, которые он наблюдает, о причинах явлений природы и приходит к представлению о призрачной душе.
Душа представлялась в виде контура невещественного образа, по своей природе вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя;. Способна покидать тело и переноситься с места на место; является мысли; обладает личным сознанием и волей своего телесного обладателя; способна покидать тело и переноситься с места на место; является спящим людям как образ, отделенный от тела, но сходный с ним; властвует над телом. Так рождается представление о двойственности человека как состоящего из тела и души. По аналогии с собой первобытный человек начинает рассматривать всю окружающую действительность и различает в ней эти же два начала: тело и душу. Так дикарь приходит к всеобщему анимизму—одухотворению природы. Умственный механизм как современных, так и первобытных людей тождествен. Этот механизм при ограниченном опыте и недостаточных знаниях неизбежно должен был
породить те мифы и представления, которые поражают современного человека. И если бы случилось, что культура исчезла, современный человек с такой же неизбежностью пришел бы к анимизму.
Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в.
выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.
Кроме того, под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная
отрасль детская психология. Ч.Дарвин является автором небольшой статьи
«Биографический очерк одного ребенка» (1877), который представляет собой
описание наблюдений за поведением сына с рождения до 10 мес. Вслед за этой статьей Дарвина стали появляться исследования в форме наблюдений над развитием ребенка (В. Прейер, Дж. Селли, Стенли Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и др.). Первой теорией в этой области явилась теория
рекапитуляции, которую сформулировали Ст. Холл и Дж. Болдуин. В ее основу был положен биогенетический закон Геккеля, перенесенный в детскую психологию и эмбриологию (Э. Геккель, дарвинист, в 60-х гг. XIX в. Выступил с законом, в соответствии с которым зародыши высших животных повторяют в сокращенном виде общую эволюцию предшествующих животных форм). Согласно закону рекапитуляции, в процессе индивидуального развития ребенок проходит (повторяет) этапы эволюционного процесса, а также культурного развития,
которое прошло человечество: дикость, собирательский этап, охота,
скотоводчество и др. Важнейшие стадии в их строго закономерной
последовательности
испытываемые ребенком противоположные чувства — страх перед водой и любовь к ней — это следы от тех времен, когда животные жили в воде, а затем избрали своим местопребыванием землю. Онтогенетическое развитие
рассматривалось как биологически детерминированный процесс и как краткое повторение всего исторического развития живой природы – филогенеза.
2.2. Значение эволюционной теории Дарвина
Таким
образом, Дарвин впервые в
эволюции. Это имело большое методологическое значение и позволило не только наглядно и убедительно для современников обосновать идею органической эволюции, но и проверить справедливость самой теории эволюции. Это была решающая фаза одной из величайших концептуальных революций в естествознании. Самым главным в этой революции была замена теологической идеи эволюции как представления об изначальной целесообразности моделью естественного отбора. Несмотря на ожесточенную критику, теория Дарвина быстро завоевала признание благодаря тому, что концепция исторического развития живой природы лучше, чем представление о неизменности видов,
объясняло наблюдаемые факты. Для обоснования своей теории Дарвин в отличие от своих предшественников, привлек огромное количество доступных ему фактов из самых разных областей. Выдвижение на первый план биотических отношений и их популяционно-эволюционная интерпретация была важнейшим новшеством
Информация о работе Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии психологии