Руководство и лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 12:34, реферат

Краткое описание

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХУ НА ПЕЧАТЬ.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

Нейтральный тип   

Формальная сторона

Содержательная сторона

Тон - конвенциальный

Дела в группе идет сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний

Руководитель не дает указаний

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп

Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы

 

 

Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство могут оказать влияние следующие семь свойств:

1. Основные убеждения лидера.

2. Стиль лидера.

3. Мотивы, которыми руководствуется  лидер, стремясь добиться определенного  положения.

4. Реакция лидера на давление  и стресс.

5. То, каким образом лидер впервые  оказался в положении руководителя.

6. Предшествующий опыт лидера.

7. Среда, в которой лидер начинает  свою деятельность.

Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет убедить своих сторонников.

Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют  среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений.. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

В книге “Основы социально - психологических теорий” предложена концептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающая дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности по трем различным основаниям:

1. По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец” ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и лидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые настроения и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после того, как ситуация создана.

2. По стилю руководства - авторитарный  лидер, ориентирующийся на себя, и демократический, ориентирующийся  на группу.

3. По характеру деятельности ( лидер  ситуационный, т.е. умеющий создавать  и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальный, справляющийся с обязанностями организатора в различных ситуациях, не похожих друг на друга).

Таким образом, стало возможным вычленение восьми типов лидеров:

1. Лидер - “программист”, универсальный, авторитарный.

2. Лидер - “программист”, ситуационный, авторитарный.

3. Лидер - “программист”, ситуационный, демократический.

4. Лидер - “программист”, универсальный, демократический.

5. Лидер - “исполнитель”, универсальный, авторитарный.

6. Лидер - “исполнитель”, ситуационный, авторитарный.

7. Лидер - “исполнитель”, универсальный, демократический.

8. Лидер - “исполнитель”, ситуационный, демократический.8

В организациях различают “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.

В заключение можно сказать, что существуют различные основания для классификации и сравнения лидеров, а следовательно и различные типологии лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач.

Такова типология лидерства, которая, конечно, не является исчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый тщательный, не может охватить всего сложного и многообразного явления лидерства. Реальность практически всегда богаче теории и порождает чаще всего комбинированные типы лидеров и различные модификации.

 

2. Политическое лидерство.

 

Политическое лидерство представляет собой тип лидерства в том смысле, что оно осуществляется по широкому кругу вопросов и проблем, затрагивая практически все стороны общественной жизни. Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируется в конкретных личностях - лидерах. Поэтому политические лидеры являются самыми признаваемым, универсальным, вызывающим всеобщий интерес элементом политической жизни.

Субъектами и объектами политики всегда выступают люди со своими потребностями и интересами, идеалом, опытом, ценностными ориентирами, эмоциями и культурой. Политика всегда связана с отношениями между людьми, выражает деятельность людей среди людей. На Западе интерес к политическому лидерству возник в середине 70-х годов, но исследования в этой области оказались незначительными.

Наиболее известными политологами, занимавшимися проблемой политического лидерства являются Дж.Пейдж, Дж. Мак Грегор Бернс, Ж.Блондель, Р.Такер.

Интеллектуальным прорывом в исследовании феномена политического лидерства явилось опубликование в 1978 году книги Дж. Мак Грегора Бернса “Лидерство”. Она была направлена на то, чтобы проложить новую дорогу для исследований в области, в которой к этому времени кое-что уже было запутано множеством дефиниций, понятий здравого смысла и биографическими очерками при нехватке, в то же время, общей теории лидерства.9

Что же такое политическое лидерство ? Нет общепринятого определения этого понятия, точно так же как не существует характеристики, которая применялась бы к лидерству вообще.

Ж.Блондель в книге “Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющему анализу.” определяет лидерство как “власть”, которая осуществляется “сверху вниз”.

Отличие власти лидера от других форм власти Блондель видит не столько в природе отношений между лидером и остальной нацией, сколько в том, что лидер обладающий властью и отдающий приказы, осуществляет эту власть над определенной группой своих подчиненных. Отношения власти, осуществляемые в контексте лидерства  отличаются особым неравенством, так как лидеры способны заставить всех членов своей группы ( всех граждан) делать то, что в другом случае они не делали бы.

Дж.Пейдж считает, что политическое лидерство - это поведение людей, находящихся в позиции власти их соперников, их взаимодействие с остальными членами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем и, возможно, будет существовать в будущем во всем мире10

Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на вершине власти, но и тех, кто находится на среднем и более низком уровне. По мнению Дж.Пейджа, под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и “коллективное лидерство”, и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование.

По словам Р.Такера, “лидерство есть указание направления, которое в конечном счете нацелено на действие”. Но оно будет эффективным и реальным только  в случае, если “указание” имеет смысл применительно к данной ситуации.

Механизм же политического лидерства представляет собой систему регуляторов деятельности политика, обеспечивающую не только легальность его действий, но и  соответствие их принятой в обществе системе духовных ценностей.

Говоря о политическом лидерстве как об особом и значительном типе власти, нужно сказать, что особенность эта состоит в том, что эта власть осуществляется по широкому кругу вопросов и проблем. Политические лидеры осуществляют свою власть над сферой, включающей в себя международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние граждан.

Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходим учет различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени:

- личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способы  его выдвижения;

- характеристики последователей;

- отношения между лидером и  последователями;

- контекст, в котором имеет место  лидерство;

-результат взаимодействия между  лидером и его последователями  в определенных ситуациях. 11

При таком рассмотрении процесса политического лидерства на первый план выступают отношения лидера с последователями. Поэтому не случайно некоторые авторы считают отношения “лидер - последователи” доминирующим фактором, определяющим лидерство.

В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента :

1. Индивидуальные черты лидера.

2. Ресурсы, или инструменты, которыми  он располагает.

3. Ситуация, в которой он действует  и которая оказывает на него  влияние.

Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. Но если властные позиции и роли, являющиеся объективной основой политического лидерства, относительно стабильны, с трудом и достаточно редко подвергаются радикальным изменениям, то личностный, персональный компонент лидерства более текуч и подвижен.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно - компенсаторские функции, позволяет подавлять либо преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности. Определенные психологические потребности также подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей.

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где выполняет различные функции :

1. На уровне малой группы, объединенной  политическими интересами. Оно представляет  собой механизм интеграции групповой  деятельности, в которой лидер  направляет и организовывает  действия группы, предъявляющей  к личности лидера определенные  требования. Лидерство этого уровня присуще всем обществам.

2. Лидерство на уровне политических  движений в контексте притязаний  на власть конкретных социальных  слоев, связанных общностью политических  интересов, основанной на одинаковом  социальном статусе, а не узкогрупповыми интересами. В этом случае лидерство выполняет не только  интегративную, но и  прагматическую функцию. Первые два уровня характеризуют власть в любом обществе, независимо от формы государственного устройства и являются по существу проявлением феномена лидерства в политике как одной из сфер общественной жизни. Лидером второго уровня может быть как потенциальный диктатор, так и будущий реформатор демократической ориентации.

3. Лидерство политическое как  способ организации власти в  условиях существования гражданского общества, разделения властей, а также дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего самосознания.

Политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом. Политическое лидерство, как механизм  интеграции общества создается создается не только посредством правовой регламентации деятельности политики, но и  морально - психологическими регулятивами. Судьба политики зависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, но он может стоить ему карьеры.

В качестве специфического социального института политическое лидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций:

1. Интегративной ( интеграции интересов слоев населения в конкретной политической программе,, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения).

2. Координационной ( корреляция деятельности  трех властных институтов ( парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системой регулятивов, с общественным мнением).

3.Прагматичной (превращение целей  и задач, стоящих перед обществом  и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.

С точки зрения содержания принято выделять следующие функции:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных  политических решений.

3. Социальный арбитраж и патронаж, поддержание порядка и законности  с помощью контроля, поощрения  и наказания.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение эмоциональной связи  и тем самым предотвращение  отчуждения граждан от власти.

Информация о работе Руководство и лидерство в организации