Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 20:58, реферат
В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Круг его интересов был широк, и его взгляды на каждую из этих проблем заслуживают отдельного анализа. Благодаря К. Роджерсу и А. Маслоу, концепция самоактуализации до сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ПОНЯТИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. 4
КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ И К. РОДЖЕРСУ. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 11
«Самоактуализация
личности»
Работу выполнила: студентка 3 курса
отделения
славянской и западно-европейской
филологии гр. «Д»
2010
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ПОНЯТИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. 4
КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ И К. РОДЖЕРСУ. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 11
Проблема самоактуализации личности имеет в психологии не очень большую, но довольно яркую историю. Эту проблему начали разрабатывать лишь в послевоенное время, но уже к концу 60-х гг. она «стала неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада». Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Теории самоактуализации А. Маслоу и К. Роджерса давно перешагнули границы психологической науки и оказывают немалое влияние на умы сотен тысяч и миллионов людей. В их теориях главным источником развития личности являются врожденные тенденции к самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих врожденных тенденций. Если по Роджерсу тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, то Маслоу пошел дальше, он охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Круг его интересов был широк, и его взгляды на каждую из этих проблем заслуживают отдельного анализа. Благодаря К. Роджерсу и А. Маслоу, концепция самоактуализации до сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.
«Жизнь
— это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день
— значит десять раз продвинуться к самореализации»
Абрахам Маслоу.
Теория самоактуализации
была разработана в США в середине
ХХ века и стала ключевой составляющей
для «гуманистической»
Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Основана она на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.
Понятие "самоактуализация" было введено в психологию Абрахамом Маслоу (1908-1970). Этим термином А. Маслоу обозначил особенность людей, которые отличаются от большинства тем, что они более полно реализуют в жизни свой потенциал, используют свои силы и способности. Синонимами понятия "самоактуализация" нередко выступают понятия "развитие личности", "психологическое здоровье", "личностный рост".
Заявив о себе в 1950 году, в 1961 ассоциация гуманистической психологии основала «Журнал гуманистической психологии», в редколлегию которого вошли К. Гольдштейн, Ш. Бюлер, О. Хаксли, Д. Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс. В 1963 г. президент ассоциации гуманистической психологии Д. Бьюдженталь сформулировал пять основных постулатов гуманистической психологии:
1. Человек как
целостное существо
2. Человеческое
бытие развертывается в
3. Человек сознает
себя (и не может быть понят
психологией, не учитывающей
4. Человек имеет
выбор (человек не является
пассивным наблюдателем
5. Человек интенциален (человек обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл)1.
Вахромов Е.Е., пытаясь определить понятие «Самоактуализация», утверждает,что сначала нужно понять, кто такие самоактуализировашиеся люди.
В «Дальних пределах человеческой психики» Маслоу сформулировал характеристики, в которых проявляется самоактуализация:
1) полное принятие
реальности и комфортное
2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
3) профессиональная
увлеченность любимым делом,
4) автономность,
независимость от социальной
среды, самостоятельность
5) способность
к пониманию других людей,
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
8) спонтанность, естественность поведения;
9) юмор философского плана;
10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
11) готовность
к решению новых проблем, к
осознанию проблем и
Вахромов Е.Е. провел этимологический анализ слова «смоактуализация». Самоактуализация (the self-actualization) —термин, производный от первого корня «self» и второго корня «act». 1) the self — person’s nature, special qualities; one’s own personality: my former self, myself as I used to be, - сущностные личные свойства и качества;
2) act — to do something; action-process of doing things; - поступок, подвиг, деятельность, имеющая вещественный результат; происходит от латинского корня «actus» — что значит поступок, деятельность. Производными являются: actuate - приводить в действие, мотивировать; actualization – осуществлять на практике задуманное.
Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К.Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «я», которая включает «идеальное я» и «реальное я». Эти подструктуры структуры «я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.
В контексте теории Роджерса, тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуя каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:
Наиболее важным для человека является потребности в самоактуализации, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть верны своей природе» самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.