Самовоспитание воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 20:20, контрольная работа

Краткое описание

Воля — это способность человека сознательно ставить цель и достигать ее, преодолевая препятствия, трудности. Для саморегуляции поведения, психических состояний, формирование знаний, навыков, качеств, необходимых воину, нужны волевые качества. Для формирования их у себя, следует сознательно участвовать в таких ситуациях, требующих самостоятельности, организованности, выдержки, решительности, смелости. Надо с детства приучать преодолевать жизненные трудности. Стоит иногда даже искусственно их создавать, чтобы, преодолевая препятствия, проверить свои силы, сформировать волевые качества.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 78.76 Кб (Скачать файл)
Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. Эффективность самовнушения увеличивается, когда начинающий самовоспитание человек узнает о случаях его успешного применения. Вот, например, о таком.
   Готовясь переплыть  Атлантический океан на надувной  лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в день внушал себе: «Я справлюсь! Я останусь живым!». Как он рассказывал позднее, у него появились чувства «безбрежной уверенности», «космической безопасности», не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал внушать себе: «Я справлюсь!» -- и в конце концов добился успеха.
   Еще в 20-е гг. своеобразную  школу внушения создал французский  целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.
2.5 Самокорректировка
   Трудно переоценить  умение контролировать свои действия  и поступки, осуществлять самоуправляемое  поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.
   Всю жизнь упорно  и настойчиво корректировал свое  поведение                       Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает  свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает  пути исправления своих недостатков: Всю свою жизнь настойчиво  корректировал свои потребности  и душевные состояния М. Ганди. «Человек, - писал он, -является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».
   Самое трудное, по  его мнению, - подчинить контролю  движение собственной мысли.
   Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

 

 

2.6 Саморегуляция
   Этот прием предусматривает  обучение умению следить за  внешними проявлениями эмоциональных  состояний. Дело в том, что изменяя  внешнее выражение, эмоции, можно  регулировать свое внутреннее  психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения  рук в разговоре, дрожание пальцев  вызывают нерешительность, неуверенность  в себе; заискивающие интонации  углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.
   Очень непросто  управлять чувствами и обуздывать  их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.
   Если все же  контроль над чувствами не  удался, срыв произошел, обстановка  чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство  успокоиться - движение. Очень хорошо  молча и задумчиво пройти по  комнате, делая, скажем, на два шага  вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро  отвлекают человека от ситуации, успокаивают.
   В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.
2.7 Самостимуляция
   Ряду юношей и  девушек, в первую очередь, мнительным  и самолюбивым людям, большую  помощь в самовоспитании могут  оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.
   Желательно, чтобы  реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы -- одна из причин повышения нервозности, депрессий.
   Очевидно, поощрять  и наказывать себя можно не  только словесно. Естественно, лишение  себя удовольствия будет действенным  средством самонаказания.
   Очень важно убедить  себя в собственных возможностях  влиять на свое тело, изменять  свои взгляды, укреплять свою  нервную энергию, делать себя  здоровым и сильным. Но такая  работа дает результат только  в том случае, если требования  к себе увеличиваются постепенно.

 

 

Заключение.
Итак, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.
Это осознание человеком своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.
Овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой человек хочет добиться успеха.
Составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит человек о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.
Организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
Надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда человек хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка ценностей. Человеку приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить людям в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.
  1. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк.,     

 1986

2. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982
3.  Кочетов А.И.  “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983
4.Никандров В.В  “Психология”, М., Проспект, 2008
5. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение,           
  1987

 

 

 


Информация о работе Самовоспитание воли