Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:36, курсовая работа
Объект исследования: самоконтроль поведения и деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования самоконтроля и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.
Предмет исследования: методы и приемы формирования самоконтроля.
Актуальность исследования
Актуальность данной темы определяется
возрастающими потребностями
Объект исследования: самоконтроль поведения и деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования самоконтроля и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.
Предмет исследования: методы и приемы формирования самоконтроля.
Упоминание о самоконтроле имеется уже у Аристотеля, однако научное изучение этого аспекта самоуправления началось лишь на границе XIX–XX вв. Правда, можно указать на работу Ч. Белла, в которой впервые был поставлен вопрос о проприорецепции как обратной связи контроля за движениями. Позднее данная идея была высказана и И. М. Сеченовым. Однако эти взгляды касались лишь узкого вопроса — управления и контроля движений, а не самоконтроля как принципа произвольного управления.
Одним из первых, кто занимался
этой проблемой с
Самоконтроль поведения
«Недостаточно хотеть, надо еще и делать» ( В. И. Гёте)
С пониманием силы воли как единого
и неделимого волевого качества трудно
согласиться. Хотя моральный компонент
воли (например, чувство долга) неспецифичен
по отношению к разным волевым
качествам, силы воли «вообще», проявляемой
одинаково во всех ситуациях, нет. Один
и тот же человек, как показывают
практика и эксперименты, при встрече
с различными трудностями ведет
себя по-разному: в одних ситуациях
он проявляет большую силу воли,
в других — незначительную. Одни
более успешно проявляют
Поскольку сила воли у разных людей
проявляется дифференцированно, нельзя
судить о ней слишком поспешно,
на основании эффективности
Люди всегда заинтересованы в том,
чтобы самостоятельно управлять
своей жизнью. К сожалению, однако,
далеко не все имеют адекватные навыки
самоконтроля и поэтому живут
не столь успешно, как могли бы.
Например, некоторые едят слишком
много, другие курят или пьют слишком
много, третьим никак не удается
регулярно заниматься гимнастикой,
а у кого-то отсутствуют навыки
обучения. Большинство этих людей, если
не все, хотели бы изменить нежелательное
поведение, но просто не знают, как это
сделать. Одни полагаются на "силу воли",
а другие ищут профессиональную помощь,
часто недоступную. Однако в социально-когнитивной
теории заложено понятие самоконтроля
— эмпирически обоснованного
средства стойкого достижения более
желательных паттернов
Самоконтроль является одной из форм проявления самоуправления действиями и поведением и саморегуляции состояний. Его необходимость подчеркнута Г. С. Никифоровым, автором двух монографий по этой проблеме. В частности, он отмечает, что самоконтроль является обязательным признаком сознания и самосознания и выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Г. С. Никифоров рассматривал самоконтроль как неотъемлемый компонент процессов самоуправления и саморегулирования.
В то же время вызывает сомнение представление о том, что самоконтроль распространяется на все этапы деятельности и действий, в том числе и на этапы мотивации, планирования, программирования, — в связи с чем выделяют не только текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля, но и предварительный (антиципирующий). Предвидеть (антиципировать) или учитывать при планировании какие-то факторы — не значит контролировать, сличать.
Наука отвергает примитивное
I. Глава: Основы психологии воли.
1.1 Основные понятия из области психологии воли.
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция активности человека в затрудненных условиях жизнедеятельности. Отражаемой реальностью является собственная объективная деятельность человека, а отраженным (субъективным) – намерение и цель деятельности, волевое усилие, волевые процессы, состояния и свойства личности.
Волевая регуляция (саморегуляция) – вид психической регуляции деятельности и поведения, когда человеку требуется сознательно самому преодолевать трудности постановки цели, планирования и исполнения действий; понятие, в основном совпадающее по объему и содержанию с понятием «воля». Волевая саморегуляция осуществляется лишь на уровне сознания и исключает нечто стихийное, что происходит «само собой», непреднамеренно. Однако отдельные операции, включенные в процесс саморегуляции. Могут и не осознаваться человеком.
Функции воли. Определение воли – это и указание на общую ее функцию – сознательное регулирование человеком своего поведения в затрудненных условиях. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую. Иногда первую функцию обозначают термином «побудительная». Но такой термин ассоциируется с мотивацией и потому является не точным.
Волевая активность личности – понятие, характеризующее отнесенность волевой регуляции и саморегуляции к личности как субъекту деятельности. Это понятие не полностью совпадает с понятием «воля». Последнее выделяет лишь общую специфику функций воли людей, тогда как первое указывает на личностный подход в характеристике воли человека через родовое понятие «активность личности».
Волевое усилие – сознательно управляемое личностью психическое напряжение, мобилизуемое для преодоления встретившихся трудностей поведения и деятельности; основной способ волевой регуляции. Нельзя отождествлять волевые усилия и силу мотива. Если мотив – то,ради чего совершается действие, то волевое усилие – это то, посредствам чего осуществляется действие в затрудненных условиях. Требуется строго различать непреднамеренные ( неволевые ) усилия и усилия преднамеренные, сознательные ( волевые), изучать взаимопереходы одного усилия в другое.
Волевые процессы – это те виды
преднамеренного внимания, восприятия,
запоминания, воспроизведения, мышления
и воображения, которые требуют
мобилизации волевых усилий для
преодоления возникших
По другим параметрам, к волевым процессам относятся: само волевое усилие, процессы волевого целеполагания и принятия решения, волевой регуляции планирования и исполнения действий.
Волевые состояния – тот класс сравнительно продолжительных психических состояний, которые способствуют преодолению возникших трудностей ( общая активность, оптимизм, заинтересованность, мобилизационная готовность, и др.).
Волевая регуляция в структуре деятельности и поведения.
В. И. Селиванов считает, что волевая регуляция – не синоним произвольной регуляции, а только одна из ее форм, качественно отличная от других. «Воля – высшая ступень развития произвольного поведения, выраженная в сознательном саморегулировании человека», – пишет он. Волевая регуляция связана, по его мнению, только с сознательно-волевой напряженностью, когда необходимы намеренные волевые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности. «Основная особенность волевой регуляции, – писал В. И. Селиванов, – заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий… Понятие “произвольное” намного шире понятия “волевое”. Если даже отрешиться от так называемых “произвольных движений” (И. П. Павлов), этим понятием психологи характеризуют и некоторые формы импульсивного поведения человека, когда нет представления о трудностях и способах их преодоления, хотя цель акта так или иначе осознается». В. И. Селиванов отмечал, что произвольная регуляция проявляется и в привычных действиях.
Деятельность – «внутренняя ( психическая ) и внешняя ( физическая ) активность человека, регулируемая сознаваемой целью» (Л.Б.Ительсон); совокупность взаимосвязанных действий, направленная человеком на изменение внешнего мира и самого себя с целью удовлетворения потребностей.
Наряду с термином «деятельность» используется термин «поведение». Здесь нет противоречия. Эти термины означают лишь разные аспекты рассмотрения одной и той же реальности: поведение есть характеристика деятельности, взятая в отношении личности к другим людям, к общественной морали и праву, а деятельность – характеристика поведения, взятая в отношении личности: цели и результатам поведения. Используемый в биологии термин «поведение» имеет совершенно другой смысл: им характеризуется приспособленная активность животных, прежде всего инстинктивная.
Поступок – действие в котором выраженно осознанное отношение человека к другим людям, требующее моральной или юридической оценки. Подобно тому, как деятельность представляет собой определенную совокупность действий, совокупность поступков человека составляет его поведение.
Волевые действия и поступки – вид тех действий и поступков, в которых ярко выражена волевая регуляция. Это для личности трудные акты и, как правило: 1) новые; 2) известные, но выполняемые в необычной обстановке и в необычное время; 3)известные, но требующие ускорения или . напротив, замедления; 4) известные, но выполняемые в необычном психическом состоянии(стресс, боязнь,..) ; 5) известные, но не одобряемые личностью; 6) монотонные действия, и др.
Привычки – автоматизированные акты поведения,непосредственно вызываемые потребностями. Сложные привычки содержат признаки умения, некоторые из них характеризуются как волевые (привычка преодолевать трудность и не пасовать перед ними). По причине заученности отдельных операций и целых действий привычное поведение обычно не содержит значительных трудностей и, следовательно, не требует большого волевого контроля. Но как только возникает необходимость в переделке привычного стереотипа. Процесс обретает черты наиболее трудного, напряженного волевого действия.
Структура волевого действия ( поступка) – серия взаимосвязанных стадий. Характеризующая весь процесс волевой регуляции от постановки цели до реализации в исполнении. Каждая из трех стадий (постановка цели, планирование, исполнение) включает в себя ряд мотивационных и операционных компонентов. Постановка цели, проходящая с «борьбой» или без «борьбы» мотивов, заканчивается решением. Мысленное планирование исполнения может проходить как без противоречий, так и с ними ( при выборе одного варианта из многих). Исполнение – стадия, предъявляющая к воле наибольшие испытания, включает в себя и оценку выполненного действия.