Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:49, контрольная работа
В работе поставлена цель – определить модель я-концепции человека, уровни я-концепция, а также разобрать развитие человеческой личности в психологии традиционно связанное с формированием её сознания и самосознания
Чтобы решить эту задачу необходимо рассмотреть сущность и структуру Я-концепции, динамику ее развития, а также структуру самосознания личности.
1.Введение_____________________________________________________ 2
2. Сущность Я-концепции_________________________________________ 3
3.Структура самосознания________________________________________ 13
4. Заключение___________________________________________________20
5.Список использованной литературы_______________________________21
5. «Выставочное Я», или
«Демонстративное Я», — это совокупность
поведенческих актов,
6. «Домашнее Я». Оно проявляется,
когда человек снимает
7. «Интимное Я» — еще
более потайная часть «
Формирование Я - концепции сложный и разносторонний процесс, который никогда не заканчивается. Основы закладываются еще в детстве, но на протяжении всей жизни человек может корректировать свою Я-концепцию.
2.Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.
Развитие человеческой личности
в психологии традиционно связывается
с формированием её сознания и
самосознания. С.Л.Рубинштейн показал,
что самосознание личности позволяет
ей осознавать себя, свое окружение, а
также себя в своих отношениях
с окружающим. По мысли Л.С.Выготского
целостное становление
В работах В.С.Мухиной
выявлено, каким образом в процессе
психического развития ребёнка им присваивается
сложившаяся в истории
Представление о своём имени
«Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определённому социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу». Имя позволяет идентифицировать человека с его телесным выражением, с его духовной сущностью. Появление человека на свет всегда связано с наречением ему имени. Растущий человек узнает новые образы своего имени, осознавая сопряженность имени и своего состояния – взрослости, ответственности. Ситуации изменения имени также связываются с обстоятельствами изменения самосознания – изменение фамилии (как расширения своего имени) при замужестве, осознанное изменение имени (псевдоним), насильственная смена имени (что имело место в ряде тоталитарных обществ), изменение имени в монашестве.
Психика растущего ребенка гибко реагирует на восприятие собственного имени. «Благодаря имени и местоимению «Я» ребёнок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем происходит с первых лет – ребёнку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребёнок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребёнка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижая чувство доверия к взрослому». Изменение восприятия своего имени с возрастом весьма заметно – сначала ребёнок воспринимает свое имя извне, затем он начинает осознавать себя в соответствии со своим именем. В школьные годы ребёнок знакомится с ситуацией изменения имени, когда его называют именем, отличным от того, каким называют в семье, либо по фамилии. В раннем подростничестве возникают ситуации называния ребёнка сверстниками «эрзацами» имени – кличками. В юношеском возрасте может возникнуть ситуация самонаречения, когда воображение юноши или девушки рождает новое для себя имя. Генезис представлений о своем имени в период взросления показывает изменения в структуре самосознания растущего ребенка. 5
Представления о своем теле
«Тело – не только организм человека в его внешних физических формах и проявлениях; оно – индивидуальный образ, отражение культуры и духовности человека». Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции.
Притязание на признание
Потребность в признании
является сущностной характеристикой
человека. Взрослый человек реализует
эту потребность в своей
Пристрастное отношение
взрослого к проявлениям в
поведении ребёнка – основа для
формирования последним ощущения себя
признанным взрослым. С раннего детства
ребенок учится различать свое поведение
в системе координат «хорошее»
и «плохое», «дозволенное» и «
Нормальная ситуация развития
ребёнка в семье
Депривация притязаний на признание, связанная с неодобрением, порицанием, отчужденностью со стороны в первую очередь близких людей, приводит к нарушению процесса нормального развития ребёнка. Негативное эмоциональное напряжение и фрустрация в этих обстоятельствах развития порождают такие отрицательные образования личности как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность.
Половая идентификация
«Половая идентификация
– единство самосознания, мотивов
поведения, поступков в обыденной
жизни человека, причисляющего себя
к определенному полу и принимающего
на себя предписанную традициями соответствующую
половую роль». Половая идентификация
человека связана как с генотипическими
предпосылками –
Психологическое время личности
Индивидуальное переживание человеком своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем есть важное звено самосознания личности – её психологическое время. Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни.6
Сознание ребёнком своего
прошлого, настоящего и будущего начинает
развиваться с раннего
Самосознание личности к взрослому возрасту предполагает формирование восприятия человеком себя в контексте истории своей семьи, своего народа, своей страны и в целом – всего человечества.
Социальное пространство личности
Условия, в которых человек
живет и развивается, в которых
у человека формируется сфера
прав и обязанностей и в целом
личностная социальная позиция создают
важное звено структуры самосознания
человека – социальное пространство
его личности. В.С.Мухина рассматривает
это звено самосознания в контексте
культуры, сформированной в истории
этноса. Характеристика места, где протекает
жизнь человека; формы, стиль, содержание
общения и деятельности в русле
культуры, к которой принадлежит
человек; внутренняя позиция самого
человека по отношению к истории
и культуре своего этноса и всего
человечества – это основные условия
формирования социального пространства
личности. К завершению подросткового
возраста оформляется основа социального
пространства личности. К этому сроку
обычно рефлексирующий подросток прилагает
усилия к личностному развитию и
становлению. «В этот период происходит
явная интенсификация развития одновременно
в двух направлениях: 1) стремление к
освоению и овладению всем диапазоном
социального пространства (от подростковых
групп до политической жизни страны
и международной политики); 2)стремление
к рефлексии на свой внутренний интимный
мир через самоуглубление и потребность
осознать свое место в контексте
культуры и истории своей страны
и всего человечества». Социальное
пространство личности, являясь завершающим
звеном структуры самосознания, интегрирует
в себе все характеристики других
звеньев – представлений об имени
и теле, притязаний на признание, половой
идентификации и
Заключение
Значение Я-концепции
для понимания человеческой личности
трудно переоценить. Появившееся в
ходе многомиллионной эволюции двуногое
существо стало настолько рациональным,
что ни один поведенческий акт
не прорывается наружу без предварительной
цензуры разума. Человек над всем
привык размышлять, все оценивать
и пропускать через призму собственной
выгоды и своих интересов. Так
вот у Homosapiens представление о самом
себе, рефлексия над собой
Самосознание является частью сознания, а точнее ее особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов, поведения, интересов, своего положения в обществе. Оно выступает в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Список литературы
1. Андриенко Е.В., Сластенин В.А. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Феникс, 2011. 568с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. Питер, 2010. 368 с.
3. Михалкин Н.В. Социальная психология. : учебное пособие. М.: Феникс, 2012. 240с.
4. Мананикова Е.Н. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Феникс, 2012. 256с.
5. Сухов А.Н. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Проспект, 2011. 208с.
6. Фетискин Н.П., Козлов
В.В., Мануйлов Г.М. Социально-
7. Структура самосознания.[
1Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. Питер, 2010. С 235 .
2Михалкин Н.В. Социальная психология. : учебное пособие. М.: Феникс, 2012. С 154.
3Мананикова Е.Н. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Феникс, 2012. С 105.
4Сухов А.Н. Социальная психология.: учебное пособие. М.:Проспект, 2011. С 92.
5Структура самосознания.[Электронные ресурс]: Режим доступа: http://www.orthedu.ru