Свобода и ответственность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:00, реферат

Краткое описание

Раскрывая содержания тех процессов и явлений, которые связаны с бытием человека, общественные науки, особенно психология и философия, активно используют понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Среди них «человек» -- наиболее абстрактная (общая) категория. Она указывает на основные характеристики человека, как существа, отличного от других живых существ. Будучи общей категорией, она неизбежно требует конкретизации. Данную функцию и выполняют обозначенные выше категории,-- индивид, индивидуальность, личность.

Содержание

1. Личность: понятие и признаки…………………………….2
2. Социализация индивида…………………………………….4
3. Свобода и ответственность личности……………………..5

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

Метафизическая абсолютизация  одной из противоположностей снимает  другую противоположность, но это происходит лишь в воображении тех, кто допускает  подобную мистификацию. Ведь в рамках необходимости человек имеет  возможность выбора того или иного  решения, принятия того или иного  варианта поведения, вплоть до альтернативных позиций. Свободно, в соответствии с  собственной волей принимая решения, становясь на определенную сторону, выбирая путь и т. п., человек должен принять на себя и ответственность  за свои действия перед собственной  совестью, другими людьми, обществом  л государством. Следовательно, свобода предполагает ответственность, а ответственность выступает условием свободы. Предпочитая добро или зло, человек должен принять адекватную реакцию окружающих и в отношении самого себя.

В любом государстве, а в современной  России, видимо, в особенности, осуществление  свободного волеизъявления личности должно сочетаться с выполнением ею конституционных  обязанностей и несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной  и общественной безопасности, ментальным основам жизни и здоровью населения, защите прав и свобод других лиц. Трактовка  свобод человека не должна допускать  их одностороннего толкования: жить в  обществе и быть независимым от общества нельзя. Подлинная свобода альтернативна  несвободе во всех ее проявлениях. В  то же время она несовместима с  безответственностью, вседозволенностью, распущенностью, анархистским своеволием, волюнтаризмом индивида, жизненное кредо которого чрезвычайно примитивно и эгоцентрично: “Делай, что хочешь”.

С этим девизом себялюбцев фактически смыкается широко рекламировавшийся  у нас в конце 80-х гг. постулат: “Все разрешено, что не запрещено  законом”. Что это означает на практике? Только ли законопослушание? Отнюдь нет. Ведь даже законопослушные люди ориентируются  при этом на допустимость аморального  поведения, безнравственных поступков. Поскольку общеобязательных, “писаных”  законов в области морали не существует, выходит, что может быть санкционирована  “анти мораль”? В жизни так и получается, что повсеместно дают о себе знать не урегулированные законом акты циничного попрания традиционных правил общежития, вопиющая бездоходность, грубость и хамство, нравственная глухота. Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный выбор.

В России органичное сочетание свободы  и ответственности граждан является необходимой предпосылкой нормального  функционирования государственных  и общественных институтов; соблюдения законности и правопорядка; повышения  общей и политической культуры; эффективной  борьбы с преступностью, бюрократизмом.

Заключение

Человек – существо деятельное. Включившись  в систему общественных отношений  и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Мы не говорим “личность новорожденного”, понимая его как индивида. Мы всерьез  не говорим даже о личности двухлетнего  ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного  окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических  и социальных факторов.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью  становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает  процесс становления социального  “Я”.

Содержание процесса становления  социального “Я” - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего “Я” и осмысление своего “Я”. На этом завершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального “Я” возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок  приходит к формированию своего социального  “Я” (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального “Я” происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных  взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как “узелок” завязывающийся в сети взаимных отношений.

Личностью человек станет, когда  начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив  свое место в обществе и жизненный  путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

 

 


Информация о работе Свобода и ответственность личности